Page 111 - Культурно-образовательное пространство города
P. 111

В мегаполисе – по терминологии Г. Зиммеля – жи-
теля можно охарактеризовать как «невротика». В ролевом
и функциональном отношении – вступать в строго детер-
минированные и прагматические отношения. Городское
пространство индустриального города характеризуется:
меньшей степенью аномии и отчужденности; более высо-
кой степенью моральной и социальной вовлеченности ин-
дивидов.

        Крупные города, по выражению Ю.Лотмана, явля-
ются «информационными котлами». Наиболее актуальны-
ми и востребованными профессиями являются: повышен-
ная компетенция и специализация в области информаци-
онных технологий, аналитических отраслях (маркетинг,
PR). В индустриальном городе наиболее ценны компетен-
ции в той области, которые способствуют промышленному
производству.

        Вопрос о ценностных установках и предпочтениях
коррелирует с понятием норма. Нормативность является
одной из важнейших составляющих пространственного
измерения города. Так, Ю.М. Лотман определял культуру
как система норм и запретов, разрешений и ограничений.

        Исследователь В. Руднев – автор «Словаря культу-
ры XX века»128 – придерживается той позиции, что норма
складывается из трех типов модальности – «должно»
(«плюс»), «запрещено» («минус»), «разрешено» («ноль»).
В данном отношении в мегаполисе превалируют модаль-
ности «плюс» и «ноль», с наименьшей актуальностью –
«минус». Это действительно так, потому что нормативные
конфликты должны быть нивелированы в мультикультур-
ном пространстве мегаполисе. Для индустриального горо-
да характерны антагонистичные модальности – «плюс»
или «минус». Это становится понятным, если принять во

128 Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века [Текст] / В. П. Руднев. –
М. : Аграф, 1997.

                                    110
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116