Page 104 - Культурно-образовательное пространство города
P. 104
тывать, что высокая конкуренция – это атрибут именно
«большого города».
– индивидуализм и личностная автономия – отличитель-
ная черта города. Для индустриальных центров харак-
терны многопоколенные семьи, проживающие в одной
квартире. Так в мегаполисе широко практикуется сис-
тема аренды помещений, в том числе жилых. Однако в
силу социально-экономических обстоятельств в нашей
стране есть отступления от этого правила.
Динамический аспект позволяет выделить следую-
щие характеристики городского образа жизни:
– город характеризуется высокой социокультурной (ро-
левой, профессиональной) мобильностью – «то есть яв-
ление перемещения индивида внутри социального про-
странства»122. В индустриальном городе малый набор
социальных групп, вернее, он ограничен. Следователь-
но, горожане выполняют практически идентичные
функции и находятся в одинаковом социальном поло-
жении – человек выбирает работу и род занятий, как
правило, на очень длительное время, если не на всю
жизнь (своеобразное «прикрепление» к заводу). В го-
родском пространстве мегаполиса социальная группи-
ровка населения (профессиональная, этническая, поли-
тическая) и социальная дистанция более значительны.
Даже если географически два человека находятся близ-
ко друг другу, это совершенно не значит, что социально
они идентичны, как следствие возникают коммуника-
тивные и нормативные трудности. Для жителей мега-
полиса также характерна относительно частая смена
места работы и видов деятельности.
– межличностные отношения в городе носят прагматиче-
ский характер – человек как функционально-статусная
122 Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А.
Сорокин. – М. : Политиздат, 1992. – С. 297.
103