Page 104 - Культурно-образовательное пространство города
P. 104

тывать, что высокая конкуренция – это атрибут именно
    «большого города».
– индивидуализм и личностная автономия – отличитель-
    ная черта города. Для индустриальных центров харак-
    терны многопоколенные семьи, проживающие в одной
    квартире. Так в мегаполисе широко практикуется сис-
    тема аренды помещений, в том числе жилых. Однако в
    силу социально-экономических обстоятельств в нашей
    стране есть отступления от этого правила.

        Динамический аспект позволяет выделить следую-
щие характеристики городского образа жизни:
– город характеризуется высокой социокультурной (ро-

    левой, профессиональной) мобильностью – «то есть яв-
    ление перемещения индивида внутри социального про-
    странства»122. В индустриальном городе малый набор
    социальных групп, вернее, он ограничен. Следователь-
    но, горожане выполняют практически идентичные
    функции и находятся в одинаковом социальном поло-
    жении – человек выбирает работу и род занятий, как
    правило, на очень длительное время, если не на всю
    жизнь (своеобразное «прикрепление» к заводу). В го-
    родском пространстве мегаполиса социальная группи-
    ровка населения (профессиональная, этническая, поли-
    тическая) и социальная дистанция более значительны.
    Даже если географически два человека находятся близ-
    ко друг другу, это совершенно не значит, что социально
    они идентичны, как следствие возникают коммуника-
    тивные и нормативные трудности. Для жителей мега-
    полиса также характерна относительно частая смена
    места работы и видов деятельности.
– межличностные отношения в городе носят прагматиче-
    ский характер – человек как функционально-статусная

122 Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А.
Сорокин. – М. : Политиздат, 1992. – С. 297.

                                    103
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109