Page 108 - Культурно-образовательное пространство города
P. 108

Отличие двух типов городской пространственности
определяется способом восприятия окружающего мира.
Существенными элементами пространственного чувства
человека является способ и скорость передвижения. Каж-
дая эпоха характеризуется своей спецификой течения вре-
мени и количеством полученной информации или свер-
шенных актов в единицу времени. Если XVIII – XIX века
могли позволить себе тратить несколько суток на переме-
щение в пространстве, то сегодня ― это непростительная
роскошь траты времени.

        Скорость является одним из важнейших атрибутов
городского образа жизни. Однако в мегаполисе она приоб-
ретает особую актуальность. Это подтверждается тем, что
в мегаполисе освоены три уровня архитектоники, что по-
зволяет интенсифицировать скорость процессов: наземный
(ландшафтный), подземный (субшафтный), воздушный
(люфтшафтный). В индустриальном городе освоен, как
правило, два уровня – ландшафтный и субландшафтный.
Так, общественный и личный автотранспорт в индустри-
альном городе является исключительно наземным.

        Различие мегаполиса и индустриального города
может быть объяснено через теорию демонстративного по-
требления, разработанной социологом Т. Веблен. Демон-
стративное потребление – это «использование потребления
для доказательства обладания богатством», потребление
«как средство поддержания репутации»126. Демонстратив-
ное потребление – это текст, состоящий из символов, соз-
нательно сконструированных знаков. Это потребление, ко-
торое осуществляется для его чтения, раскодирования ок-
ружающими. В той или иной мере тенденция к показному
потреблению характерна для всех эпох. Содержание этого
текста просто: «Я богат(а). Я респектабельный человек. Я

126 Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] : пер. с англ. / Т. Веб-
лен. – М. : Прогресс, 1984. – С.108.

                                    107
   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113