Page 279 - Советский миф в судьбе Урала
P. 279

бораторию, где в рекордные сроки, ударными темпами должно
было выплавляться «советское самосознание» уральцев.

         Сама уральская художественная культура изначально
обречена была развиваться в жестко установленных искусствен-
ных рамках. Не предполагалось, что искусство края когда-либо
обретет творческую свободу, станет самим собой, восстановит
связь с историей, сможет выразить свою внутреннюю природу.
Борьба живого в искусстве Урала, его сопротивление идеологи-
ческим схемам, мучительные попытки осознать ограниченность
собственной «сконструированности» вызывали внутреннее на-
пряжение и противоречивость уральского искусства. По суще-
ству, особое советское «уральское искусство» с момента своего
становления представляло собой не развивавшийся по имма-
нентно присущим ему законам художественный процесс, а реа-
лизацию некоего управляемого искусственного Проекта!

         Периоды в развитии уральского искусства превращались
одновременно в этапы зарождения, становления и самораскры-
тия особого «уральского мифа». Подчинение внехудожестве-
ным, идеологическим целям (заложенное в основание «проек-
та») превращало творчество уральских художников в нечто на-
поминающее своего рода «советский бонсай» – выращивание
перекрученной проволокой уральской сосны в цветочном горш-
ке. Но в 1960-1970-е годы советский «проект» под названием
«уральское искусство» подошел к своему завершению.

         Собственно «уральский миф» как жизненная программа
развития региона оказался исчерпан. Произошло абсолютное
самовоплощение «советского Урала», идея стала плотью. Край
превратился в крупнейший промышленный регион страны. В
общественном сознании он стал тождественным представлению
о «рабочем крае», сознающим себя частью одного гигантского
государственного механизма. Он сжился с ощущением, что его
трудом поддерживается и стоит этот мир. И если советская дей-
ствительность оказалась далеко не идеальной, то призванием и
долгом Урала оставалось упрямо продолжать сдерживать насту-
пление хаоса.

         Смысл существования оказался достигнут, отрицая воз-
можность дальнейшего развития. Однако вместо полного слия-

                                            278
   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284