Page 202 - Советский миф в судьбе Урала
P. 202

«волнующей лирической балладой о фронтовой дружбе». Взаи-
моотношения двух очень разных людей, познакомившихся и
оказавшихся вместе силою исключительных обстоятельств, соз-
давало внутреннюю структуру фильма. Подчеркнутое несходст-
во характеров героев образовывало скрытую драматургию всего
происходящего.

         Два бойца, два неразлучных товарища, которые в бою
лежали у одного пулемета, действуя как одна боевая единица, в
прочее время становились сами собой. Борис Андреев играл мо-
гучего русского богатыря, уральского увальня, могучего, силь-
ного, искреннего, и, одновременно, по-детски наивного, внут-
ренне незащищенного, ранимого. Этот образ словно вобрал в
себя все лучшие черты прежде сыгранных актером персонажей,
наделенных широтой и открытостью души, отличавшихся вер-
ностью в дружбе, неустанностью в работе, мужеством и стойко-
стью в борьбе.

         Одессит Аркадий Дзюбин в исполнении Марка Бернеса
очаровывал зрителя своей внутренней независимостью, раско-
ванностью, жизнелюбием, особым мужским шармом, артистиз-
мом и даже, можно сказать, утонченностью. Вся его натура из-
лучала глубокое обаяние, обязательное для человека, привык-
шего находится в центре внимания, быть душой любой кампа-
нии. На фоне такого товарища Саша Свинцов неизбежно пре-
вращался в застенчивого, неуклюжего, простодушного великана
– идеальную мишень для шуток.

         Кинокритики всегда пытались подыскать наиболее под-
ходящую аналогию для контрастирующего состава этого дуэта.
Говорили, что герои фильма восходят к фольклорно-
мифологической паре «герой-богатырь и его комический двой-
ник», их сравнивали с белым и рыжим клоунами, которые с пер-
вого до последнего кадра вели непрекращающийся, иногда без-
молвный диалог друг с другом, вовлекая в него всех окружаю-
щих, замечали, что герои представляют отношения рабочего
парня и интеллигента в изображении Марка Бернеса, в устах
которого даже уличная баллада «Шаланды, полные кефали»
звучала как интеллигентская стилизация фольклора.

         Интересно, что в самом фильме различия героев обозна-
чены прежде всего не как различия в темпераментах, характерах,

                                            201
   197   198   199   200   201   202   203   204   205   206   207