Page 166 - Советский миф в судьбе Урала
P. 166

ронний наблюдатель вынужден соглашаться с тем, что происхо-
дящее перед его глазами – это часть какого-то единого целесо-
образного, осмысленного и управляемого процесса, имеющего
свой результат. Однако, такой взгляд, представленный на живо-
писном полотне (монохромность цветового решения, которого
соответствует невыразительности его сюжета) выглядит до-
вольно странным подобием случайного фотоснимка. Очевидно,
что смысл появления подобной картины исчерпывался самим
фактом обозначения «темы».

         Другой пример – картина С. Адливанкина «На стройке
Уралмашзавода» (1932), в которой на переднем плане во весь
рост изображена опершаяся на большую лопату девушка, пози-
рующая художнику, на фоне работающего экскаватора и строи-
телей, катящих вагонетку. Утрированно-гротесковая манера Ад-
ливанкина невольно подчеркивает, насколько всем своим видом
по-деревенски замотанная платком, крепкая, круглолицая, рас-
плывшаяся в широкой улыбке «землекоп», связана со своим не-
давним прошлым.

         Биография героини картины при всей ее типичности еще
не кажется по-настоящему «историей миллионов». Она пришла
работать на стройку, могла – оказаться на любой другой работе;
она смеется, потому что смешлива от природы, а не оттого, что
влюблена в выполняемую работу. Но разве так должен быть
представлен настоящий герой «рабочего класса»?!

         А что хотел сказать Ю. Пименов, когда писал триптих, в
котором картина «В цеху» представляет как будто лишь отдель-
ный фрагмент в жизни уралмашевок между сценами «За чаем» и
«В театре»? Разве грандиозное промышленное строительство на
Урале было затеяно, чтобы сделать чью-то жизнь приятней и
комфортней, освободить время и досуг для освоения каких-то
отвлеченных материй?!

         Только постепенно к художникам стало приходить по-
нимание того, в чем заключается действительная сложность и
смысл «темы труда», как изобразить, скажем, рабочих (в том
числе и на том же самом «старом уральском заводе»), но при
этом показать, что все теперь стало абсолютно другим, обнов-
ленным: сам завод, производство, люди, их отношения. Забегая
вперед, можно сказать, что понадобились годы, весь коллектив-

                                            165
   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171