Page 170 - Советский миф в судьбе Урала
P. 170

рой обладают созданные талантом мастеров художественные
образы. И ни документы, ни живые свидетельства трагической
судьбы миллионов не могли поспорить с гипнотической силой
художественных образов.

         Осуществляемая при этом подмена заключалась в том,
что официальное искусство во многом лишь формально про-
должало сохранять вид художественного творчества, фактиче-
ски становясь носителем и творцом идеологических мифов,
средством утверждения мифологического типа мышления.

         Такой подход отвергал возможность существования соб-
ственного, индивидуального отношения советского человека к
каким-либо явлениям, не признал за ним право на рефлексию,
искания, сомнения. Подобное искусство, словно вновь обратив-
шееся в развитии к своим истокам, выбирало в качестве адреса-
та своего «коллективного знания» не самостоятельную суверен-
ную личность, а человека только как часть социума в целом.

         В подобной обстановке, как считалось, лучше удавалось
запечатлеть уральский край «эпохи коренных преобразований»
столичным художникам. Представленные столичными мастера-
ми работы о «славных страницах революционного прошлого и
замечательного настоящего» Урала заставляли, как писал
Н. Н. Серебренников, «местных художников по-иному взгля-
нуть на свой край».

         В заново формирующейся литературной традиции мест-
ным авторам еще удавалось поспевать за переменами. На многих
уральских новостройках возникают литературные кружки и объ-
единения: в Магнитогорске, Березниках, Уралмаше и Челябин-
ском тракторном заводе. В уральскую литературу приходят: про-
раб со стройки ЧТЗ К. Реут, геолог В. Занадворов, сотрудник га-
зеты Н. Куштум, комсомольский работник Б. Михайлов и другие.

         В начале 1930-х годов появляются сборники стихов
Н. Куштума «Бой», К.Реута «Убеждение», посвященные инду-
стриальному строительству на Урале. Выходят книги свердлов-
ских авторов представляющих их отклик на «социалистическое
переустройство деревни» (О. Маркова «Варвара Потехина»,
Б. Гранин «Сучок»), раскрывающие «большое значение» социа-
листического соревнования (И. Панова «Изобретатель Сарапул-

                                            169
   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175