Page 169 - Советский миф в судьбе Урала
P. 169

ленно установила, что действительность может изображаться
только в ее «прогрессивном развитии»171, с партийной позиции,
в жизнеподобных формах. Детально разрабатывались каноны
(включая изображение главных темы, сюжетов, персонажей) и
сам «лексикон» нового искусства и, конечно, обеспечено было
массовое тиражирование наиболее удачных образцов такого
творчества.

         Самыми весомыми и значимыми признавались теперь
«социально-политические события и чувствования», главными
героями – вожди и их соратники. Советское искусство к концу
1930-х годов окончательно превращалось в искусство «больших
тем». Его тематическое единство было и единством стилистиче-
ским, допускавшим только яркие краски, только «правильные»
сюжеты, только мажорные интонации172. Практически речь шла
о возвращении под видом борьбы за «реализм» (жизнеподобное
искусство) к нормативной эстетике, ориентированной на идеал.

         В заданные рамки могло быть помещено теперь любое
искусственно сконструированное официальной идеологией со-
держание: российская история в виде этапов «освободительного
движения», деятельность вождей в революции и после нее, ис-
тория партии в соответствии с ее «кратким курсом»173, отноше-
ние «диктатуры пролетариата» и народа. Роль искусства заклю-
чалась здесь в том, что оно должно было свидетельствовать о
подлинности создаваемой картины действительности, представ-
лять ее как образа самой реальности.

         Государственная монокультура властно превращала ис-
кусство в инструмент ремифологизации общественного созна-
ния. Складывающаяся социальная мифология, порабощая ис-
кусство использовала в своих целях всю силу внушения, кото-

171 Другой взгляд художника на жизнь по определению уже мог попа-
дать под категорию «очернительство».
172 «Общей чертой всех экспонатов выставки является их бодрость и
радостность», – писала критика об одной из «уральских» выставок.
См.: Гиганты Урала. Указ. соч. С.12.
173 В 1938 году ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «О по-
становке пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории
ВКП (б)».

                                            168
   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174