Page 171 - Советский миф в судьбе Урала
P. 171

кин», «Кукушка»), дающие биографию целого поколения рабо-
чей молодежи (А. Савчук «Так начиналась жизнь»).

         В отличие от этого развитие изобразительного искусства
не имело сходной «динамики» в силу того, что оно до известной
степени оставалось связно тоненькой ниточкой с прежней исто-
рией уральского искусства, наработанным предыдущим поколе-
нием художественным опытом. Из всего созданного в этот пе-
риод в живописи подлинным художественным значением обла-
дали преимущественно пейзажи, созданные уральскими живо-
писцами.

         Свердловские пейзажисты продолжавшие испытывать
влияние Л. В. Туржанского, группируются вокруг его ученика
И. Слюсарева (среди молодежи заметен становится
О. Бернгард). Челябинский художник Николай Русаков пишет
теперь не экзотические виды Востока, а индустриальный город в
лесах новостроек (как в картине «Советская симфония» (1934),
молодых строителей тракторного гиганта («Комсомольская
смена на ЧТЗ» (1934). Тем не менее, самым цельным и глубоким
из всего созданного им в 1930-е годы стал замечательный живо-
писный цикл «По Южному Уралу», в котором тонкий лиризм
сочетался с эпической широтой восприятия родного края.

         В жанровой живописи ближе местным художникам по-
прежнему остается «колхозная тема». По отзывам критики, сре-
ди работ свердловских авторов этого периода (а так же на вы-
ставке периферийных художников в 1940 года в Москве) наибо-
лее значительным «композиционным полотном» явилась карти-
на В. Зинова «Стадо».

         Индустриальное строительство в творчестве свердлов-
ских художников присутствовало прежде всего в газетном и
журнальном варианте в виде набросков и зарисовок «с места
событий», носивших скорее репортажно-хроникальный харак-
тер. Лишь в 1937 году появляется картина Г. А. Мелентьева
«Бригада у мощного пресса УЗТМ», которую Б. В. Павловский
задним числом назвал «одним из первых полотен художников-
свердловчан», повествующих о индустриальном труде.

         Вообще, именно в традиционных уральских центрах
власть как неудовлетворительные оценивала усилия местных

                                            170
   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176