Page 168 - Советский миф в судьбе Урала
P. 168

миравшими от голода привезенными сюда раскулаченными,
нищетой окружающих деревень и разрушениями, привела Пас-
тернака в тяжелейшее состояние на грани нервного расстрой-
ства. В начале августа он не выдержал и вернулся домой.

         «По приезде в Москву, – вспоминала З. Н. Нейгауз, – Бо-
рис Леонидович пошел в Союз писателей и заявил, что удрал с
Урала без задних ног и ни строчки не напишет, ибо он видел там
страшные бедствия: бесконечные эшелоны крестьян, которых
угоняли из деревень и переселяли, голодных людей, ходивших
на вокзалах с протянутой рукой, чтобы накормить детей. Осо-
бенно его возмущала обкомовская столовая. Он был настроен
непреклонно и требовал, чтобы его никогда не приглашали в
такие поездки. Больших усилий стоило заставить его забыть это
путешествие, от которого он долго не мог прийти в себя».

         Следуя заданной идеологеме, искусство само все больше
начинало творить миф. Если множество художников, артистов,
режиссеров, обладающих разнообразием творческих индивиду-
альностей, начинают воспроизводить одну и ту же, приобре-
тающую монопольный характер картину мира, то она перестает
восприниматься в качестве результата субъективного художест-
венного опыта. Превращенная в единственно возможную, по-
добная картина будет скорее выступать воплощением как бы
некого коллективного «прозрения».

         Однако, как известно, само искусство (в отличие от мифа)
не требует признания своих образов за реальность. Напротив, оно
всячески стремится подчеркнуть специфичность и условность
художественной реальности, создаваемой фантазией художни-
ка170 по отношению к «объективной» действительности. Но то,
что не могло и не хотело совершать искусство, смогло сделать
советское государство (один из его надежных инструментов –
установившийся с конца 20-х годов тотальный цензурный кон-
троль над искусством в лице Главреперткома и Главлита).

         Поставив искусство в зависимость от государства (как
его исключительного заказчика), а существование каждого ху-
дожника – в зависимость от властей, партия жестко и опреде-

170 Внутри которой не существует строгой границы между возможным
и уже совершившимся, между правдоподобным и фактически.

                                            167
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173