Page 341 - Очерки истории культуры Урала
P. 341

За годы войны на Урале прошли десятки кинофестивалей. К
примеру, в 1943 г. в Челябинске прошел кинофестиваль «Фа-
шизм – злейший враг человечества», в рамках которого шли филь-
мы антифашистской направленности, проходили беседы, встречи с
героями фронта и тыла, организовывались фотовыставки и вы-
ставки агитплакатов.

                                          ***
    В ходе войны происходит милитаризация экономики края, на-
ложившая отпечаток на все стороны его жизни. Урал превращает-
ся в «кузницу оружия». Возникшие во время войны как временные
и вынужденные аскетические условия стали нормой существова-
ния. Сложившийся стиль «государственного мышления» превра-
тился в отличительную черту новой уральской ментальности, став
основой регионального самосознания.
    Состояние культуры края определялось общими для государ-
ства тенденциями. Влияние на культурную жизнь региона эвакуи-
рованных учреждений культуры, как правило, заканчивалось с
возвращением в столицы, а впоследствии развивалось в виде
«творческой помощи» краю.
    Искусство послевоенного десятилетия
    Послевоенные годы были связаны с ожиданиями ослабленияе
нечеловеческого напряжения предшествующих лет, возможностью
диалога с властью и переменами в самой природе политического
режима. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. В стра-
не происходит ужесточение существующих порядков, сопровож-
дающееся усилением идеологического диктата.
    Процесс создания сложной иерархической системы официаль-
ной культуры в СССР, принявшей вид классицистической просве-
тительской модели, достиг своей полной завершенности. Выстро-
енная политическим режимом «мегамашина культуры», подчи-
нившая себе всю духовную жизнь общества, выполняла функцию
своего рода «перерабатывающего механизма, превращающего сы-
рье сухих идеологических догм в горючее образов и мифов, пред-
назначенных для общего потребления»187.
    В архитектуре после окончания Великой Отечественной вой-
ны происходит логическое завершение этапа, начавшегося в дово-

187 Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. – М., 1994. – С. 9.

                                                340
   336   337   338   339   340   341   342   343   344   345   346