Page 342 - Очерки истории культуры Урала
P. 342
енное время. С середины 1930-х гг. в архитектуре, как и во всех
других видах искусства, наблюдается попытка «приспособления
старых художественных средств к новым задачам строительства».
Идет повсеместное обращение к приемам и формам русского клас-
сицизма начала XIX в. Преобладал дух помпезности, монумен-
тальность сочетается с обязательным использованием декоратив-
ных элементов (колонн, портиков, фронтонов, лепные гирлянды).
Создается тот облик крупных уральских городов, который мы зна-
ем сегодня (ансамбль зданий по ул. Свердлова в г. Свердловске
или по Комсомольскому проспекту в г. Перми).
Екатеринбург.
Улица Свердлова
В большинстве эти здания строились в конце 1940 – начале
1950-х гг. и, как правило, по индивидуальным проектам, но с уче-
том общих тенденций в советском градостроительстве. Это, если
так можно выразиться, было «штучное производство». Основная
масса городов находилась вне поля деятельности архитекторов
(там господствовали бараки или перестроенные старые дома). Ар-
хитектура формировала устойчивый образ победившего социали-
стического строя.
Касаясь положения дел в изобразительном искусстве, отме-
тим, что псевдонатуралистические «идеально-реальные» традиции
1930-х гг. занимают в искусстве господствующее положение. Про-
изведения социалистического реализма конституированы «как
единственные хранители строгих норм жизненности и художест-
341