Page 317 - Очерки истории культуры Урала
P. 317

сердцем». Нравственность здесь имеет не классовый и даже не
общечеловеческий, а скорее онтологический смысл. Она предпо-
лагает состояние души человека, созвучное Природе, окружающе-
му миру, который только тогда и раскрывается перед ним в своей
сокровенной сути (жизнь барина Турчанинова, его жены, приказ-
чиков, потому и выступает в качестве антимира, что не обладает
этой открытостью, замкнута на себе, подчинена удовлетворению
страстей).

    Дорогая Бажову идея труда-творчества в этом контексте рас-
крывается не просто как тема творческой природы человека, его
стремления к красоте, а как путь искания истины (красота здесь
выступает как ее синоним), удовлетворения духовной жажды.
«…полную силу камня самому поглядеть и людям показать», – та-
кую запредельную для человека задачу ставит перед собой Дани-
ла-мастер, точнее, она сама по себе обнаруживается как некий вла-
стный императив, обрекающий его на мучительные поиски.

    Цена этого поиска – человеческая жизнь. Прикосновение к аб-
солютной красоте, воплощенной в Каменном цветке, обжигает че-
ловека так, как только может обжечь абсолютная истина, навсегда
отрезая для познавшего ее возвращение к прошлому, к прежнему
себе (от этого чахнет и умирает Степан из сказа «Медной горы Хо-
зяйка», всю оставшуюся жизнь обречен бороться с тоской Данила-
мастер).

    Эта установившаяся у жителя Урала (горщика, рудознатца,
старателя) духовная связь с Землей, с окружающей природой за-
ставляет по-новому посмотреть на свой труд, на свой способ жиз-
ни. Вторжение в земные недра – это вторжение в иной мир. Не-
возможно просто брать у Земли ее богатства так же, как не может
пройти бесследно желание использовать их в своих корыстных
мелочных целях. Сами эти сокровища словно приготовлены для
чего-то другого, большего.

    Замечено, что в сказах Бажова словно бы нет неба, но разве
небо не отражается своей светоноснотью в душе Мастера? По-
этому ни разу в сказах не возникает конфликт с принятой верой.
Другое дело, что оживший, раскрывшийся в своей тайной духов-
ной жизни окружающий мир оказывается гораздо сложнее, раз-
нообразнее, может быть, даже противоречивее, чем картина, ри-
суемая традиционными представлениями.

    Урал – не единственное место, где добывали руду, плавили
металл, добывали и обрабатывали поделочные и драгоценные
камни. Отличие в том, что лучшие произведения уральских мас-

                                                316
   312   313   314   315   316   317   318   319   320   321   322