Page 321 - Очерки истории культуры Урала
P. 321

из прежней жизни социально-критических, с пафосом разоблаче-
ния произведений.

    Особое место в репертуаре советских театров занимали пьесы
Горького; «поэзию революции» принесли пьесы «Шторм» Билль-
Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14–
69» Вс. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева, «Мятеж» Д. Фурманова и
С. Поликонова.

    Как отмечал исследователь истории уральского советского те-
атра А. Панфилов, не все спектакли были равноценны: многим не-
доставало углубленного раскрытия идей, понимания закономерно-
стей классовой борьбы, духовной силы и емкости характеров. Но
их объединяло общее – эмоциональная насыщенность. Отличи-
тельной чертой сценического воплощения новых советских пьес
была резкая сатирическая характеристика отрицательных персо-
нажей169. В истории театральной жизни это было время, когда па-
фос революции должен был превалировать над «развлекательно-
стью», «искусством для искусства», развлекательностью.

    Начало 1930-х гг. на Урале отмечено ростом новых театраль-
ных коллективов. Возникают постоянные театры в крупных про-
мышленных центрах: Свердловске, Березниках, Перми, Кизеле,
Магнитогорске и других. В областных центрах организовываются
государственные филармонии. Создается первый и долгое время
единственный симфонический оркестр в Свердловске (1936).

    В октябре 1930 г. спектаклем «Первая конная» В. Вишневского
открылся Свердловский драматический театр. В труппу вновь соз-
данного театра вошли артисты гастрольного передвижного кол-
лектива, работавшего в то время в Перми, выпускники Ленинград-
ской театральной школы и несколько «крупных мастеров перифе-
рийной сцены». На сцене театра шли пьесы советских авторов,
русская классика.

    Для театров той поры было свойственно устанавливать «связи
с массами»: гастролировать, давая не только спектакли, но и «вы-
ступать с концертами в цехах, бараках, на открытых площадках»,
устраивать зрительские конференции.

    Большое внимание уделялось использованию театра в «воспи-
тании подрастающего поколения» в духе новой морали и в соот-
ветствии с революционными идеалами. Так, в марте 1927 г. спек-
таклем «Броненосец Потемкин» открылся Пермский театр рабочей

169 Панфилов А. П. Театральное искусство Урала: 1917 – 1967. – Свердловск,
1967. – С.52.

                                                320
   316   317   318   319   320   321   322   323   324   325   326