Page 322 - Очерки истории культуры Урала
P. 322

молодежи (ТРАМ). В 1931 г. возник ТРАМ в Магнитогорске. Он
поставил пьесу И. Штока «Земля держит» – о людях Магнитки, ее
первых строителях.

    В 1930 г. на Урале создаются детские кукольные театры. Од-
ним из первых среди них был Свердловский театр кукол, в 1935 г.
возник Челябинский. Затем возникли кукольные театры в Перми,
Кургане, Тюмени, Нижнем Тагиле.

    Рассказывают, что в апреле 1933 г. 28-летнего актера Сверд-
ловского драмтеатра Л. Луккера вызвали в обком партии. Первый
секретарь Уралобкома И. Кабаков, обрисовав перед Луккером кар-
тину грандиозного будущего Урала, сказал: «У нас уже есть теат-
ры, но этого мало. Нужна оперетта. Учти, ничего нет. Ни людей,
ни здания. Есть только необходимость. Начинать надо с колыш-
ка… Возьмешься?». Л. Луккер стал директором и художественным
руководителем еще несуществующего театра оперетты. Впослед-
ствии Свердловский театр музыкальной комедии считался лучшим
театром оперетты в СССР. На его сцене ставились первые совет-
ские музыкальные комедии, за что театр называли «лабораторией
советской оперетты».

    Оглядываясь на театральную жизнь тех лет, нельзя не отметить
изменений, произошедших в жизни старейших театров Урала –
оперных театров Екатеринбурга-Свердловска и Перми. Они про-
явились в репертуарной политике: Пермский и Свердловский
оперные театры работают над постановкой опер советских компо-
зиторов. Так, на сцене Пермского оперного театра с 1926 по
1939 гг. прошло 8 советских опер.

    Первая уральская опера – «Орлёна» В. Трамбицкого – была по-
ставлена в Свердловском оперном театре в 1934 г. В основе либ-
ретто (автор либретто – И. Келлер) – реальная история восстания
ревдинских углежогов, работавших на демидовских заводах.

    Как отмечает музыковед Ж. Сокольская, «по своей драматургии
опера «Орлёна» приближается к жанру народных музыкальных
драм. Во многом это обусловлено значительной ролью и масштаб-
ностью хоровых сцен, которые написаны с большим мастерством и
чутким проникновением в строй народных песен. Среди них и горь-
кие причитания подневольною люда, и сердечные проголосные
песни, и тонко подмеченные «работные попевки» сплавщиков леса,
и энергичные, полные внутренней силы «народные думы», и, нако-
нец, разнообразные масштабные сцены, в которых принимают уча-
стие хор и отдельные персонажи. Широкое применение в опере по-
лучают излюбленные приемы композитора – многоплановое по-

                                                321
   317   318   319   320   321   322   323   324   325   326   327