Page 30 - Очерки истории культуры Урала
P. 30
Таким образом, региональная идентичность создает возмож-
ность для человека осознать собственную значимость, в том числе
и как части определенного сообщества, ощутить свою принадлеж-
ность малой и большой родине.
Связь понятий идентичность и самосознание настолько тесная,
что зачастую не удается эти понятия развести. В самом общем ви-
де терминологическая дифференциация может быть осуществлена
на уровне «ощущение-осознание». Понимая под ощущением пер-
вый шаг на пути к познанию себя и мира, а под осознанием цело-
стную оценку человеком самого себя, можно предположить, что
идентичность в большей степени связана с самоощущением чело-
века, в то время как самосознание тяготеет к рефлексивно-
осознанной деятельности.
Психологами (А. Леонтьевым, С. Рубинштейном, И. Чесноко-
вой, И. Коном, В. Столиным, Э. Эриксоном, У. Джемсом и др.) и
философами (А. Спиркиным, И. Кондаковым, К. Юнгом, Ч. Тейло-
ром, Э. Гидденсом, Ю. Хабермасом и др.) предлагались методоло-
гические основы рассмотрения проблемы самосознания, делались
попытки осмыслить его уровни, исходя из представления, что и
отдельный человек и социум в целом представляют собой слож-
ную систему взаимосвязанных и при этом относительно само-
стоятельно развивающихся элементов.
При всем различии подходов и представлений авторы сходят-
ся во мнении, что при анализе самосознания существуют два
сущностно-значимых вектора: соотнесение знания о себе как
«присвоенного человеком сознания его другими» (Д. Мид) и зна-
ния о себе, сложившегося в процессе автокоммуникации.
Можно предположить, что для отдельной личности проблема
регионального самосознания не стоит, она сливается с представ-
лением региональной идентичности. В то время как для региона –
определенного социального целого, не сводимого к сумме инди-
видов его составляющих, самоосознание является необходимым
условием существования, поскольку опредмечивается оно в фор-
мах духовной деятельности людей и воплощается в артефактах:
во многом о развитости той или иной культуры мы можем гово-
рить, обратившись к представлению социума о самом себе (от
мировоззрения до повседневности) и оценке его «другими».
Анализ феномена региональной культуры приводит к поста-
новке существенной проблемы – проблемы самосознания регио-
нальной культуры. Ее можно рассматривать в разных плоскостях:
анализа философских концепций, видов и форм искусства, научных
29