Page 27 - Очерки истории культуры Урала
P. 27

ная репрезентация»). Многоплановость личности может быть
представлена как единство множественных Я, проявляющихся в
разного рода связях, действиях и саморефлексии. Отсюда следу-
ет, что понятие идентичности включает и самого субъекта, и кон-
текст его самопроявлений, и его представление о себе самом и
окружающем мире.

    Среди необходимых социально-психологических характери-
стик идентичности называются самоосуществленность личности,
ее жизненная реализованность и пр. Идентичность, таким образом,
рассматривается и как понятие, характеризующие уникальную
природу человека, и как антропологический контекст человече-
ской сущности, и как результат реализации внутренней сущности
во внешних условиях. Современные исследования в области эт-
нопсихологии стали акцентировать представление об этнической
идентичности. Обобщая различные точки зрения, можно сказать,
что идентичность – это самоидентификация и самоосуществление
личности в определенных исторически сложившихся условиях.

    Идентичность формируется под воздействием внутренних и
внешних условий. Внутренние условия связаны с миром личности,
с теми смысложизненными ориентациями, которые для нее харак-
терны, иначе говоря – с миром «Я». Идентичность носит ценност-
но-ориентационный характер и может рассматриваться как одна из
форм включенности человека в социальное пространство. На фор-
мирование самоидентичности воздействуют различные факторы,
среди которых особо значимыми нам кажутся оценки и мнения
других людей о человеке. Внешними характеристиками идентич-
ности могут служить атрибуция данного индивида как принадле-
жащего к определенной национальной культуре, социальной или
профессиональной группе и т. п. (идентичность такого рода можно
рассматривать в оппозиции «Я – Другой»). По сути, идентичность
является интегрирующим началом личности, обеспечивая его тож-
дественность самому себе и тому образу, на который он ориенти-
руется.

    Региональная идентичность может быть описана как внутрен-
нее самоощущение человека (в логике «Я – такой»). Как правило,
обнаруживается тесная связь внутренних качеств личности с ме-
стом жительства. Можно предложить типологический ряд, где са-
моощущение человека передается через его принадлежность к оп-
ределенной территориальной целостности: москвич, петербуржец,
помор, донской казак, уралец, сибиряк, северянин и др. В этих на-
званиях соединяются воедино принадлежность к определенному

                                                 26
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32