Page 25 - Очерки истории культуры Урала
P. 25
формы организации социальной жизни и способы освоения при-
родного мира.
Этнокультурная составляющая связывает воедино рассмотре-
ние культур отдельных этнических групп (системы ценностей,
язык, религиозные верования, обряды, традиции), проживающих
на данной территории и процессы межкультурного взаимодейст-
вия этносов.
Социально-психологические факторы обусловливают регио-
нальную идентичность (как национальную, так и наднациональ-
ную, связанную с той культурой, которая развилась в данном ре-
гионе) и влияют на формирование регионального самосознания.
Они во многом оказываются связаны с теми социальными мифа-
ми, которые существуют в актуальном сознании жителей региона.
Ценностно-ориентирующая составляющая позволяет рассмот-
реть региональную систему ценностей как один из вариантов об-
щекультурной системы, проанализировать, какие ценности, вос-
принятые личностью, связывают ее (личность) с местом ее жизни
и что становится значимым в каждый конкретный период развития
культуры региона.
Политико-экономические факторы обращают к типу админи-
стративно-территориального деления, статусу территории, позво-
ляют проанализировать систему органов социального управления,
взаимоотношения различных политических партий и организаций
и их роль в жизни региона, состояние экономики, интеграционные
и дезинтеграционные процессы, происходящие в регионе и обу-
словленность внутрирегиональными и общегосударственными
проблемами развития, а также связать деятельность отдельных по-
литических и экономических систем с тем типом культурного
взаимодействия, который сложился в данном регионе.
Характеризуя связи между регионообразующими факторами,
отметим, что они составляют не конгломерат разнообразных явле-
ний, а определенное единство, интегрирующим началом которого
и становится региональная культура.
В качестве интегратора регионообразующих факторов культу-
ра может быть рассмотрена как система, раскрывающая, с одной
стороны, специфику жизнедеятельности людей, с другой, ценно-
стное отношение к социальным связям, которые возникают как
внутри территории, так и в ее отношении к другим регионам и
«центру». Такой подход позволяет не только описать механизмы
адаптации национальной культуры к региональным особенностям,
24