Page 29 - Очерки истории культуры Урала
P. 29

Можно говорить о двух уровнях: идентичности первого поряд-
ка – региональной, и идентичности второго порядка (принадлеж-
ности большей общности) – общероссийской. В ряде регионов с
этнически относительно однородным населением идентичность
региональная может совпадать с этнической (двухступенчатая сис-
тема); в тех регионах, где население этнически разнородно, регио-
нальная идентичность занимает более «высокий этаж», чем этни-
ческая (трехступенчатая система). Идентичность, присутствующая
в сознании современного человека, соединяет региональный и об-
щероссийский уровни.

    В современной социокультурной ситуации феномен региональ-
ной идентичности не исчезает, а, напротив, гораздо более отчетли-
во заявляет о себе. То, что выше мы назвали внешними признаками
региональной идентичности, выходит сегодня на первый план. Оп-
позиция «Я – Другие» позволяет описать человека, принадлежаще-
го к определенной региональной общности, как определенный тип
(с набором антропологических и социальных и личностных харак-
теристик).

    Возникает вопрос, кто же тот «другой», которому эти образы
противопоставлены? По идее, им должен быть представитель
другой региональной культуры, но, как ни странно, это скорее
«среднестатистический», унифицированный и стандартизирован-
ный «одномерный человек» (Г. Маркузе). Он не принадлежит ни
русской, ни какой бы то ни было национальной культуре, он
«массовый человек», похожий на всех, но не имеющий индиви-
дуального лица. Сравнение с ним дает возможность обнаружить
«непохожесть» людей, принадлежащих различным культурным
сообществам.

    В постсоветском пространстве эта тенденция нашла свое выра-
жение в культивировании противопоставления «массового совет-
ского человека» – человеческой индивидуальности. Однако инди-
видуалистический пафос оказался воспринят далеко не всеми. Воз-
никший в логике другой культуры, он не «вписался» в сознание
современного россиянина, оставив некую лакуну. Мы думаем, что
это традиционное осознание человеком себя частью целого. Кризис
идентичности современного человека разрешается, в том числе и
ощущении принадлежности некой устойчивой целостности5.

5 Этим активно начинают пользоваться различные политические силы в том
числе и ультраправого толка, создавая негативное отношение к самой поста-
новке проблемы.

                                                 28
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34