Page 31 - Очерки истории культуры Урала
P. 31

школ и образовательных систем, сформировавшихся на данной
территории.

    Попытки описывать региональные философские школы доста-
точно успешны, когда они касаются зарубежной философии, в
плоскости «внутренней регионалистики» к ним только начинают
подходить6. Изучение региональных научных школ и образова-
тельных систем в настоящее время разрабатывается в рамках исто-
рии образования и науки7.

    Проблемы искусства исследуются в логике этнографических
исследований, их осмысление как репрезентантов региональной
культуры в контексте ее самобытности, самовыражения и ориги-
нальности находится еще в самом начале. Нам кажется, что в этом
направлении еще предстоит многое сделать, поскольку «опыт ис-
кусства как наиболее симптоматичный вид человеческой деятель-
ности, особенно чуткий к состоянию человеческого духа»
(Р. Гальцева) позволяет осмыслить феномен региональной культу-
ры как целостное явление.

    Анализ региональной идентичности и регионального само-
сознания дает основания говорить о связи индивидуального об-
раза человека, живущего в данной территории и ощущающего
себя составной частью регионального сообщества, и региональ-
ной культуры в целом как формы самосознания регионального
сообщества и позволяют осмыслить место региональной культу-
ры в системе общенациональной культуры. Учитывая, что мето-
дология анализа региональной культуры находится в стадии ста-
новления, основной задачей нашей работы видится применение
предложенных методологических подходов теоретико-
культурологического анализа при культуры Урала.

6 См.: Артемов Е.Т. Формирование и развитие сети научных учреждений АН
СССР в Сибири 1944–1980 гг. (Новосибирск, 1990); Черепанова Е.С. Австрий-
ская философия как самосознание культурного региона (Екатеринбург, 2000);
Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет и регион (Тюмень, 1997) и др.
7 См. диссертации, посвященные истории образования в различных регионах
страны: Благодарев О.А. Российское образование в 20-е годы XX в. (на мате-
риале Донского края) (Таганрог, 1999); Николаева А.Д. Становление и разви-
тие полиэтнической школы в республике Саха (М., 2000); Петранцова И.А.
Развитие среднего педагогического образования на Северо-Западе России во
второй половине XIX – начале ХХ в. (Ярославль, 1999); Чистякова О.А. Ста-
новление педагогического образования на Урале в 20-е гг. ХХ в. (Екатерин-
бург, 1996) и др.

                                                 30
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36