Page 35 - Очерки истории культуры Урала
P. 35

между традиционной народной культурой и культурой индустри-
ального общества.

    Можно рассматривать горнозаводский Урал как самостоятель-
ный локальный исторический феномен протоиндустриального ти-
па. Это же можно отнести и к характеристике горнозаводской
культуры.

    Искусственное положение промышленного Урала внутри стра-
ны обусловило известную замкнутость горнозаводской культуры,
которую, тем не менее, не следует все же абсолютизировать (про-
должалось освоение западного технического опыта, в этой сфере
поддерживались контакты с Германией и Англией). С другой сто-
роны, Урал был поставлен перед необходимостью поддерживать
постоянный диалог с крестьянской Россией, приспосабливаясь к ее
потребностям и вкусам. Это повлияло на характер и специализи-
рованность уральского производства, нацеленного на удовлетво-
рение так называемого народного спроса.

    На Урале древняя культурная традиция, которая была отверг-
нута петровскими реформами, продолжала существовать, получив
здесь, в глубине России, в новых условиях свое дальнейшее разви-
тие. Условия промышленного труда, колонизация новых земель,
новые условия жизни потребовали предельного сосредоточения
духовно-нравственных сил народа, одновременно дав мощный
импульс раскрытию его творческих начал. Необходимость в ос-
воении человеком окружающей действительности, потребность в
обретении себя в новых реалиях вызвали взлет народного художе-
ственного творчества в том числе в его специфических «ураль-
ских» формах промышленного искусства и художественных про-
мыслов, принесших Уралу всероссийское и мировое признание.
Можно без особой натяжки сказать, что их значение стоит в одном
ряду со значением края как исторически сложившегося металлур-
гического центра.

    Наиболее емкой итоговой оценкой промышленного Урала в
XVIII–ХIХ вв. стало определение его как «горнозаводской циви-
лизации» (П. Богословский). Действительно, если рассматривать
цивилизацию как локальную культуру, возникшую на определен-
ной технологической основе, можно признать, что такое понима-
ние горнозаводской культуры имеет совсем не метафорический
смысл. Вся дальнейшая уральская история, так или иначе, связана
с судьбой горнозаводской культуры.

    Формирование промышленного Урала повлекло за собой изме-
нение в представлении, существовавшем о нем в российском об-

                                                 34
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40