Page 28 - Очерки истории культуры Урала
P. 28
региональному сообществу и набор личностных качеств, закре-
пившихся в обыденном сознании (достаточно вспомнить традици-
онный для культуры советской эпохи образ петербуржца как «ста-
рого интеллигента», или сформировавшийся в ходе освоения За-
падной Сибири и Севера тип северянина – грубоватого «работяги»
и отзывчивого человека, готового прийти на помощь).
В последнее время в разных регионах стали появляться иссле-
дования, посвященные «региональной идентичности». Последнее
десятилетие изменило не только политический строй, но и сущест-
венно повлияло на картину мира. Многие ученые и публицисты
констатировали «кризис идентичности» как характерную черту
перемен в социальной жизни. При этом в процессе смены ориен-
тиров и кризисе ценностей все большее внимание стало уделяться
проблемам региональным, что при огромной территории страны и
отсутствии четко сформулированной объединяющей весь народ
идеи не могло не произойти.
Поиск оснований для многих людей стал одной из вех на пути
самоосознания. Стали появляться исследования, посвященные не
только проблемам персональной идентичности, но и затрагиваю-
щие разные группы «идентичностей», в том числе региональную.
Анализ работ, посвященных настоящей проблеме, позволяет сде-
лать вывод, что сугубо «территориальной привязкой» дело не ог-
раничивается. В контексте проблемы региональной идентичности
возникает представление об исторически сложившихся региональ-
ных общностях (Сибирь и сибиряков, Дон и донских казаков, Урал
и уральцев). В работе В. Богомякова «Региональная идентичность
"земли тюменской": мифы и дискурс» (Екатеринбург, 2007) рас-
сматриваются образы региона в массовом сознании их отражение
в региональных политических мифах.
Говорить о региональной идентичности в отрыве от представ-
ления о принадлежности более широкой общности – россиянам –
некорректно. Полагаем, что соотношение региональной идентич-
ности и идентичности общероссийской соотносятся как частное и
общее. Человек, ощущая себя гражданином страны (россиянин),
осознает свою связь с локальной целостностью, которая для него
репрезентирует большое целое. Возможно и обратное, он ощущает
свои принадлежность локальному как составному элементу едино-
го целого. В обоих случаях, эта связь видится как неразрывная и
взаимообусловленная, дающая представление о так называемой
«двойной идентичности».
27