Page 278 - Очерки истории культуры Урала
P. 278
Характерными для того времени были декларации, с которыми она
выступила: «Революционное разрушение является необходимей-
шим моментом для создания и выявления новой культуры <…>
Искусство, как и культура в целом, есть орудие классовой борьбы.
Искусство, как самоцель, не существует. <…> Отсюда пролетар-
ским творчеством является такое творчество, которое организует
психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в
сторону конечных задач пролетариата, как переустроителя мира на
коммунистических началах.<…>
Единая ассоциация пролетарских писателей на Урале «Мар-
тен» кладет в основу своей творческой работы создание мощного
художественно-идеологического фронта против мелкобуржуазных
литературных попутчиков революции, сплачивание пролетарских
писателей Урала па платформе коммунистической партии и созда-
ние сознательных и сильных кадров творцов пролетарского искус-
ства», – гласил манифест группы. («Уральский рабочий», 6 октяб-
ря, 1923 г.).
Молодой челябинский поэт Михаил Чучелов (автор первого
поэтического сборника, вышедшего в Челябинске) в стихотворе-
нии «Пряха» так представил свое отношение к прошлому:
Что мешало вольно жить –
Нужно все похоронить!
Я спущу за нитью нить
Быстрым пальцем быстро вить:
Много саванов нашить
Надо, чтобы схоронить
Все, что нам мешало жить,
Вольной вьюгой – вольным быть!
Современное же искусство должно было, как считалось, бази-
роваться на принципах социально-технической целесообразности,
стать неотъемлемой частью преображенного быта (подобное по-
нимание сближало Пролеткульт с футуристами, ЛЕФом, конст-
руктивистами).
Творчество В. Каменского
Василий Васильевич Каменский (1884–1961) родился в
пос. Боровском Пермской губернии в семье смотрителя золотых
приисков. С четырех лет остался круглым сиротой. Рано пошел
работать. В 1905 г. был арестован «за участие в революционном
277