Page 277 - Очерки истории культуры Урала
P. 277
Пермском и Кудымкарском краеведческих музеях. Коми-
Пермяцкий музей, основанный Субботиным-Пермяком в 1921 г.,
с 1945 г. носит его имя.
Литературная жизнь послереволюционных лет
Самой массовой в первые послереволюционные годы на Урале
среди других культурно-просветительских и литературных орга-
низаций стал Пролеткульт. Уже весной 1918 г. при городских ис-
полкомах Советов стали возникать коллегии Пролеткульта.
(Большевики не возлагали больших надежд на старую интелли-
генцию и поэтому охотно поддерживали возникновение рабочих
литературных организаций).
В основе деятельности Пролеткульта лежала идея создания
особой классовой «пролетарской культуры». Искусство целиком
должно было быть подчинено целям классовой борьбы пролета-
риата. Лозунг о том, что искусство должно принадлежать народу,
идеологи Пролеткульта понимали в том смысле, что и творцами
новой культуры могут быть только сами рабочие (пролетарский
художник призван быть одновременно и художником и рабо-
чим)134.
Участник первого образовавшегося в Перми поэтического объ-
единения «Мастерская слова» – «Мы» Б. Ирисов писал в сборнике
«Улица», вышедшем в 1923 г.:
Мы у станков окрылим души,
Искоренив из них любовь.
Основы мира мы разрушим,
Чтоб мир иной отстроить вновь135.
В противовес индивидуалистическому творчеству «отжившего
класса» во главу угла нового пролетарского творчества ставился
коллективизм.
В Златоусте была создана литературная организация «Мартен».
134 Забегая вперед, следует заметить, что, несмотря на все дальнейшие измене-
ния в культурной политике партии, разоблачения идеологии и практики Про-
леткульта, посеянные этим движением на Урале ростки будут давать себя
знать и в будущем.
135 Цит. по: Казаринова Н.В. Искусство Перми. Век ХХ: «Эпоха. Власть идей.
Художник» (по материалам выставки-публикации) // Искусство Перми в куль-
турном пространстве России. Век ХХ. – Пермь, 2000. – С.144.
276