Page 181 - Очерки истории культуры Урала
P. 181

Наследники Строганова не только пополняли свои библиотеки,
покупая старопечатные книги, но и «вкладывали» большое коли-
чество книг в монастыри и церкви. Так, внук Аники Строганова
Никита Григорьевич делал «вклады» книгами в Пыскорский и
Чердынский монастыри. Интересен такой факт: в 1605 г. Никита
Григорьевич Строганов принес в дар церкви Пресвятой Богороди-
цы в Орле-городке рукописное Евангелие начала XVII в. Считает-
ся, что оно написано рукой схимонахини Татьяны, дочери Никиты
Григорьевича.

    Как пишет Л. Соболева, «в XVII–XVIII вв. каждая церковь
имела не менее 19 книг, а церкви в центрах владений, таких, как
Орел-городок, – до 30. И если сейчас эта цифра кажется нам не-
большой, то надо помнить, что и читались тогда книги по-
другому: преимущественно вслух и по нескольку раз, число гра-
мотных людей было существенно меньше, в отличие от числа
слушающих. Приходские собрания книг были своего рода прооб-
разом публичных общественных библиотек»76.

    Обычно книги на Урал попадали либо с приезжими людьми,
либо были пожалованы Сибирским приказом. Книги для богослу-
жебных нужд закупались на Московском печатном дворе. Где брал
Строганов книги для своих собраний? Вероятно, покупал их в Мо-
скве в книжных и торговых рядах или у частных лиц.

    На рубеже XVI–XVII вв. в Сольвычегодске организуются кни-
гописные мастерские. Строгановы стремились сохранить тради-
цию рукописных книг. Был даже создан «Азбуковник» – руково-
дство для написания рукописных книг (по образцу руководства
для иконного писания, увековечившего традицию строгановской
школы иконописи).

    Людьми Строгановых переписывались богослужебные книги
(Святцы, Псалтырь), исторические повести, составлялись сборни-
ки литературных произведений и грамот. Эти книги находятся
сейчас в Государственной Российской библиотеке.

    Надо отметить, что и у служилых людей книги не были редко-
стью. Среди них было довольно много грамотных, поскольку это
облегчало ведение ремесленных и торговых дел. Были у горожан и
книжные собрания. Так, у одного посадского человека из Соли
Камской было 11 книг «божественных и всяких»
(т. е. небогослужебных).

76 Соболева Л. С. Зарождение литературной жизни на Урале (XVII–XVIII вв.) //
Литература Урала. – Екатеринбург, 1998. – С. 57.

                                                180
   176   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186