Page 158 - Очерки истории культуры Урала
P. 158
крепостного права многие гранильщики трудились дома: в одном
доме семья делала брелоки, в другом – пасхальные яйца, в треть-
ем – пепельницы, в четвертом – спичечницы; из малахита изготов-
лялись пресс-папье, доски для чернильных приборов. Со временем
кустари стали использовать поделочный камень для изготовления
украшений: бусы из хрусталя, аметиста, малахита, селенита, ши-
роко использовали яшму в брошах, браслетах, сережках, запонках.
Гранильный промысел знал разные времена: то процветал, как
в середине XIX в., то приходил в упадок (в начале ХХ в.), то вновь
возрождался уже в новом качестве в связи с образованием юве-
лирно-гранильной фабрики, на которой работали и продолжают
работать художники-профессионалы.
Уникальные изделия из уральских камней, мрамора и малахи-
та, выполненные в XVIII–XIX вв., украшают многие музеи и двор-
цы Европы и нашей страны. В коллекциях Государственного Эр-
митажа хранятся вазы, торшеры, подсвечники, изготовленные на
Екатеринбургской гранильной фабрике.
Екатеринбургская гранильная фабрика являлась участницей
многих мировых выставок. В 1900 г. на Парижской выставке она
получила высший приз – Гран-При – за карту Франции, изготов-
ленную из уральских камней (в настоящее время хранится в Музее
геодезии и картографии (г. Компьенн, Франция).
Карта Франции
В 1900 г. на Парижской выставке екатеринбургские мастера
получили высший приз – Гран-При – за карту Франции, изготов-
ленную из уральских камней.
Карта была изготовлена под руководством В. Мостовенко и
подарена Франции в 1900 г. в честь дружбы между двумя государ-
ствами. Для ее создания была организована своеобразная артель из
8 человек, в которую вошли камнерезы и гранильщики: Н. и
Г. Татауровы, А. Шубин, К. Воронов, А. Нехорошков, Подкорыто-
вы, Д. Зверев.
86 французских департаментов набирались из уральских ка-
менй – яшмы, агата и нефрита. 106 городов были обозначены са-
моцветами. Париж обозначен сибиритом (красный турмалин). Ре-
ки и озера были выполнены из платины, а названия городов из зо-
лота. Самоцветные камни и вставки из платины крепились на зо-
лотых штифтах, для чего пришлось высверлить в мозаичном набо-
ре 985 мелких отверстий. Обрамляла картину рама из николаев-
157