Page 9 - Очерки истории культуры Урала
P. 9
РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические
аспекты изучения региональной культуры
Глава 1. Исследовательский дискурс
региональной культурологии
В настоящий момент региональная культурология находится в
состоянии становления и определения собственного проблемного
поля. Постулируется, что данное научное направление занимается
исследованием региональных особенностей социальной, экономи-
ческой, культурной, политической жизни отдельных регионов, яв-
ляющихся составными компонентами национальных культур.
Однако нет надлежащей рефлексии над методологическими
процедурами данного научного направления, недостаточно обос-
нована дифференциация региональной культурологии, историче-
ского краеведения, этнопсихологии, зачастую использующих в ка-
честве объектов исследования одни и те же феномены.
В настоящее время можно говорить о складывающихся двух
направлениях исследовательских дискурсов в региональной куль-
турологии: региональной культурологии зарубежных стран и ре-
гиональной культурологии России. Особый интерес, на наш
взгляд, имеет именно второе направление. Это связано с реалиями,
с которыми страна и ее регионы столкнулись на протяжении по-
следних десятилетий.
В современной культурологии особое место занимают работы,
посвященные осмыслению специфического характера культуры,
ее противоречивому единству. Воссоздавая образ мировой культу-
ры, исследователи сталкиваются с разнокачественными и разноре-
чивыми явлениями, находящимися в сложном взаимодействии –
взаимного влияния, притяжения или отталкивания. На протяжении
XIX–ХХ вв. делались множественные попытки осмыслить логику
развития мировой истории культуры: линейные, не учитывающие
специфику культур разных народов («теории прогресса», европо-
центристские по своей сути); «циклические», опирающиеся на
представление о замкнутости и непроницаемости культур
(О. Шпенглер); синергетические, связанные с представлением о
культуре как о саморазвивающейся системе (М. Каган). Интерес
представляют исследования, обращающиеся не к стадиальному
развитию культур, а к их типологии. В этой логике мировая куль-
8