Page 120 - Очерки истории культуры Урала
P. 120
В освоении края принимали участие смелые, решительные, от-
важные люди, привыкшие принимать самостоятельные решения,
те, кого принято называть «самочинные». В уральских топоними-
ческих преданиях закрепились истории о беглых людях, основы-
вающих поселения. Так, в истории г. Камышлова Свердловской
обл. среди основателей называются беглые каторжане – «люди,
которым терять больше неча было: все равно погибать, так уж
лучше на свободе умереть, чем под плетьми чьими-то»41.
Приведем еще примеры, взятые практически наугад из книги
«Предания и легенды Урала»:
1. Начало села Миронова: «Давно пришли три брата на
Урал. Они сбежали из России. Раньше помещики были.
Сказал кто неладно что помещику или нагрубил, вот и убе-
гает. А на Урале мало народу было. Он и заселялся беглы-
ми»42.
2. О селе Кочневе: «В Сибирь была проложена дорога,
короткая и прямая. По ней-то и стали проникать переселен-
цы, основывали новые населенные пункты – слободы…
Вот в эти-то времена и образовалось село Кочнево. Его ос-
нователем простой мужик был, беглый крестьянин. Удрал
он от притеснений и налогов из Ирбитского уезда… А ме-
стность эту Кочнев недаром облюбовал: не скоро их там
найти можно было. Необжитый таежный край был»43.
Примеры можно множить.
Эти черты сохранялись и позже: вспомним героев Д. Мамина-
Сибиряка или П. Бажова.
Отметим и тот факт, что вольнолюбие могло обернуться и обо-
рачивалось обратной стороной – своеволием, неуправляемостью,
преступностью. Эти черты также восстановимы по литературным
источникам (хорошо известны истории о купеческих кутежах).
Свободолюбие и известная независимость была связана с раз-
ными причинами: и с самочинностью «беглых», и с «ревнителями
древлего благочестия» – официально признанной религиозной оп-
позицией, представители которой «особой расторопностью и про-
фессиональной сметкой доказывали свою приверженность старой
41 Предания и легенды Урала / Сост., вступ. слово и коммент. В.П. Кругляшо-
вой – Свердловск, 1991. – С. 51.
42 Там же. – С. 39.
43 Там же. – С. 49–50.
119