Page 120 - Очерки истории культуры Урала
P. 120

В освоении края принимали участие смелые, решительные, от-
важные люди, привыкшие принимать самостоятельные решения,
те, кого принято называть «самочинные». В уральских топоними-
ческих преданиях закрепились истории о беглых людях, основы-
вающих поселения. Так, в истории г. Камышлова Свердловской
обл. среди основателей называются беглые каторжане – «люди,
которым терять больше неча было: все равно погибать, так уж
лучше на свободе умереть, чем под плетьми чьими-то»41.

    Приведем еще примеры, взятые практически наугад из книги
«Предания и легенды Урала»:

             1. Начало села Миронова: «Давно пришли три брата на
         Урал. Они сбежали из России. Раньше помещики были.
         Сказал кто неладно что помещику или нагрубил, вот и убе-
         гает. А на Урале мало народу было. Он и заселялся беглы-
         ми»42.

             2. О селе Кочневе: «В Сибирь была проложена дорога,
         короткая и прямая. По ней-то и стали проникать переселен-
         цы, основывали новые населенные пункты – слободы…
         Вот в эти-то времена и образовалось село Кочнево. Его ос-
         нователем простой мужик был, беглый крестьянин. Удрал
         он от притеснений и налогов из Ирбитского уезда… А ме-
         стность эту Кочнев недаром облюбовал: не скоро их там
         найти можно было. Необжитый таежный край был»43.
    Примеры можно множить.
    Эти черты сохранялись и позже: вспомним героев Д. Мамина-
Сибиряка или П. Бажова.
    Отметим и тот факт, что вольнолюбие могло обернуться и обо-
рачивалось обратной стороной – своеволием, неуправляемостью,
преступностью. Эти черты также восстановимы по литературным
источникам (хорошо известны истории о купеческих кутежах).
    Свободолюбие и известная независимость была связана с раз-
ными причинами: и с самочинностью «беглых», и с «ревнителями
древлего благочестия» – официально признанной религиозной оп-
позицией, представители которой «особой расторопностью и про-
фессиональной сметкой доказывали свою приверженность старой

41 Предания и легенды Урала / Сост., вступ. слово и коммент. В.П. Кругляшо-
вой – Свердловск, 1991. – С. 51.
42 Там же. – С. 39.
43 Там же. – С. 49–50.

                                                119
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125