Page 124 - Очерки истории культуры Урала
P. 124

тропой по жизни ходит» с Богом в душе и уважением к земле и
людям.

    Купец. Представление о купеческой жизни, о ценностях их бы-
тия сложились во многом под влиянием литературных источников.
«Темное царство» купеческого мира, символами которого была
жажда наживы, безудержный разгул и «озорство» явно не способ-
ствовали созданию позитивного образа.

    Только в самое последнее время появились исследования, рас-
крывающие и другую сторону жизни купечества: предприимчи-
вость, радение о деле, скромность в быту, милосердие. Не случай-
но о них говорили: «По привычкам – мужики, по задаткам и раз-
маху – торговые люди».

    Надо отдать должное Д. Мамину-Сибиряку, первым в литера-
туре обратившимся к образам уральских купцов-золото-
промышленников. В его персонажах воплотилась свойственная
купечеству известная двойственность характера: с одной стороны,
человек дела, совестливый и богобоязненный, с другой, своеволие
и свобода, не знающие границ, которые зачастую оборачивались
своей противоположностью – безудержным разгулом и ничем не
сдерживаемыми страстями. Осуждение и восхищение одновре-
менно присутствовали в оценках писателя.

    Писатель создал целую галерею образов купцов-староверов,
которые по праву назывались «крепкими людьми»: выдержка, си-
ла воли, энергия, неизменная преданность старой вере – вот их ха-
рактерные черты. Одного из таких людей Мамин-Сибиряк описал
в романе «Приваловские миллионы»:

    «Павел Михайлыч Гуляев был из архангельских помор. Его
предки бежали из разоренных скитов на Урал, где в течение цело-
го столетия скитались по лесным дебрям и раскольничьим прито-
нам, пока не освоились совсем на Шатровских заводах. Привало-
вы, как и другие заводчики, открыто держали всяких беглых и
беспаспортных бродяг, потому что этот разношерстный гулящий
люд составлял для них главную рабочую силу. Раскольникам они
покровительствовали в особенности, потому что они сами тоже
придерживались старины, и при помощи золота отводили от них
всякие беды и напасти. Когда в первой четверти настоящего [де-

играл «фарт», везение, но в представлениях о сущем и должном также особое
место занимали ценности труда, уважения к земле и людям, чести и достоин-
ства.

                                                123
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129