Page 122 - Очерки истории культуры Урала
P. 122

(«Каменный цветок»), Степан («Медной горы Хозяйка»), Иванко-
Крылатко (из одноименного сказа), Митя («Хрупкая веточка») –
люди определенного склада. Это творцы-художники в самом под-
линном смысле слова. Их работа – это и служба и служение. В ней
они обретают свободу и постигают тайну самой жизни.

    «Живинка в деле» обнаруживается только тогда, когда человек
бескорыстно служит избранному делу, когда поиск и создание
Красоты – это путь и обретение истины и смысла. Тогда открыва-
ются им тайны мастерства, и сама Хозяйка помогает в работе. Не-
многословный («в словах не верткий»), серьезный и степенный,
знающий цену себе и своему труду, умеющий без зависти по дос-
тоинству оценить чужую работу («Чистая работа!» – здесь и вос-
хищение и признание), он становится выразителем лучших черт
народного характера. Таким его описывает уральский писатель.
По-видимому, образ этот очень близок к тому реальному прототи-
пу, которого можно было встретить на Урале и в XVIII, и в более
позднее время.

    Феномен мастера уходит корнями в культуру кустаря-
ремесленника, мастерового, отвечающего за свой труд, несущего
ответственность за себя и за своих близких. Его труд мало механи-
зирован, он скорее ручной, чем машинный, а потому и сохраняет
тепло человеческих рук. Безусловно, работа ремесленника – это
работа на рынок. Однако установка «чтоб нутром своим не торго-
вали» была нравственным императивом мастера. Известны исто-
рии из жизни уральского мастера Евлампия Петровича Медведева
(прототип малахитчика Евлахи Железко из Бажовского сказа «Же-
лезковы покрышки»), человека твердых нравственных принципов,
который выше всяких денег ставил мастерство, унаследованное от
дедов.

    Настоящий мастер не спешит расстаться с секретами своего
мастерства. Он человек «себе на уме», и учить своему делу станет
только «смышленого и к работе не ленивого», которому можно
открыть «заговорное слово».

    Интересно, что и отношение окружающих к мастеру зависело от
того, насколько человек понимал ценность его труда. Один из по-
следних уральских малахитчиков А. Оберюхтин, еще в 1950-е гг.
работавший на заводе «Русские самоцветы», не отличался педа-
гогическим талантом (или, точнее он был по природе другой) и
своих секретов выдавать ученикам не спешил. В условиях ма-
шинного производства он изготовлял вещи по старинке. Расска-
зывали, что сделав вчерне ларец или шкатулку, он заворачивал

                                                121
   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127