Page 121 - Очерки истории культуры Урала
P. 121

вере. Трезвые и деятельные старообрядцы активно осваивали за-
водские специальности, формировали среднее управленческое
звено, создавали крепкие купеческие династии»44 (примером мог
бы служить легендарный управляющий Верх-Исетского завода
Г. Зотов).

    Вызывает некоторое недоумение тот факт, что до сего дня по-
вторяется, практически не подтвержденная идея об атеизме ураль-
цев45. Духовная наполненность здешней жизни находит свое под-
тверждение и в истории Невьянска, и в многочисленных воспоми-
наниях, посвященных сторонникам «старой веры» (о скитах, о са-
мосожжениях раскольников, о спорах «по вопросам веры», проис-
ходившим вплоть до ХХ в.).

    Приверженность «старой вере» проявлялась во всех сферах
жизни, в том числе и в уважительном отношении к порученному
делу. Добросовестность рассматривалась в более общей системе
координат – «угодности Богу» того, что создается руками челове-
ка46. Возможно, поэтому среди мастеров-ремесленников особенно
выделяются старообрядцы.

    Среди отличительных черт характера выделяют не только уме-
ние освоить ремесло, но и довести его до совершенства. Восхище-
ние вызывали и каслинское чугунное художественное литье, и зла-
тоустовское «украшенное оружие», и изделия мастеров гранильно-
го дела (ряд можно было продолжить). Герцог М. Лейхтенберг-
ский в рапорте Николаю I отмечал, что «народонаселение хребта
Уральского одарено вообще здравым умом, деятельно и проникну-
то духом ремесленности», а П. Бажов писал, что «нигде не было
такого культа мастерства, умения, навыка в России, как здесь на
Урале».

    Уральский мастер. Образ уральского мастера закрепился в
сознании во многом благодаря сказам П. Бажова. Данила-мастер

44 Плещева Г. Люди горного хребта (несколько слов об уральском характере) //
Родина. – 2001. – № 11. – С.138.
45 В упоминавшейся статье А.И. Лазарева говорится о «равнодушном отноше-
нии уральцев к Богу» (С. 38). Это тем более странно, что автор помнит о ста-
рообрядцах, бывших большинством уральского населения. Общеизвестен тот
факт, что именно истовая религиозность и нежелание отступать от основ веры
заставляли их бежать от своих преследователей в том числе на Урал.
46 Не случайно русских старообрядцев по характеру отношения к труду (тру-
довой этике) сравнивают с западноевропейскими протестантами.

                                                120
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126