Page 123 - Очерки истории культуры Урала
P. 123

изделие в газетку и уносил полировать домой (на самом деле, это
было необходимое условие, чтобы не в запыленном цехе, а в чис-
тоте полировка получалась абсолютно гладкой). Но создавалось
впечатление и «бытовало мнение», что не спешит делиться свои-
ми секретами с молодыми старый мастер. Как говорил один из
знатоков каменного дела В. Шахмин, «кто не понимал, тот масте-
ра и не любил».

    Сближается с образом уральского мастера образ рабочего-
изобретателя, народного умельца. В книге А. Козлова «Творцы
науки и техники на Урале XVIII – начала XX века» (Свердловск,
1981) содержится огромное количество сведений о рабочих (в том
числе и крепостных) «творцах техники». В историю вошли уни-
кальные изобретатели отец и сын Черепановы, крепостные Деми-
довых (строители паровых машин и первого паровоза), К. Фролов,
уникальный гидротехник-изобретатель, создавший оригинальную
золотопромывальную машину, которая была внедрена в производ-
ство и многие другие.

    Как отмечает В. Блажес, «крепостной рабочий осознавал, что
трудовой опыт – единственное богатство, принадлежащее ему и
только ему, это единственная ценность, которую он может оста-
вить своим детям. Поэтому рабочий стремился приумножить и со-
хранить в тайне секреты трудового мастерства, даже унести их с
собой в могилу, но не передать другому человеку. Опыт переда-
вался только своим сыновьям или, если их не было, родственни-
кам – здесь лежат истоки традиции заводского семейного воспита-
ния и начало рабочих династий»47.

    Трагичность жизненных коллизий, связанная с условиями жиз-
ни (крепостное право, тяжелые условия труда, невостребованность
знаний и талантов, жестокость управляющих), становилась тем
«сдерживающим фактором», который не позволял человеку раз-
вернуться в полной мере. Поэтому реальные истории жизни мас-
теров так далеки от идиллических. Но в существующем в сознании
образе уральского умельца они отходят на второй план, оставляя
на виду черты, связывающие образ с народным этосом, ценностя-
ми которого были совесть, достоинство, честность, нестяжание,
трудолюбие48. По сути, это идеал человека, который «правильной

47 Блажес В.В. Уральский фольклор // Литература Урала: Очерки и портреты. –
Екатеринбург, 1998. – С.44.
48 По духу к мастеру близки и образы рудознатцев, горщиков, старателей –
уральских открывателей земных недр. Конечно, в их работе большую роль

                                                122
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128