Page 3 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 3

Предисловие

       Существующие в образовательных организациях школьные музеи, соз-
данные для решения задач обучения и воспитания, являются необходимым ме-
ханизмом трансляции социокультурных ценностей. Школьные музеи можно
рассматривать как закрепленные в пространстве места памяти. Посещая музей,
участвуя в создании экспозиций и организации экскурсий, школьники приоб-
щаются к прошлому своей школы, города или поселка, истории Отечества. Ар-
тефакты, представленные в коллекциях музея, связывают прошлое и настоящее,
делают историю осязаемой и визуализированной.

       В современном мире в деятельности музеев актуализируются такие функ-
ции, как культурно-образовательная и коммуникативная, что позволяет решать
задачи расширения новых пространств для творческой самореализации от-
дельной личности или сообщества, объединенных общими познавательными
интересами.

       Школьные музеи за более чем двухвековую историю видоизменялись в
зависимости от требований времени: если в начале своего развития они пред-
ставляли собой музеи наглядных пособий, используемых в учебном процессе,
то впоследствии они стали центрами краеведения и патриотического воспита-
ния. Сегодня стоит задача поиска новых форм работы с различными аудито-
риями – школьниками и их родителями, педагогами и социальными партнера-
ми; появления новых типов музеев, способствующих самореализации и творче-
ской активности учащихся и выполнению одного из требований ФГОС по фор-
мированию метапредметных компетенций выпускников. В настоящее время
происходит обновление деятельности школьных музеев на волне интереса к
реализации воспитательных задач в общем образовании, а в практической дея-
тельности педагогов аккумулируется новых опыт, учитывающий сегодняшние
социокультурные реалии.

       Настоящее издание посвящено представлению школьного музея как спе-
цифической социокультурной институции в контексте описания перспективных
практик музейной педагогики. Жанр учебно-методического пособия для педа-
гогов предполагает выявление специфики и принципов музейной педагогики, а
также методические приемы, которые можно использовать при организации
работы школьного музея и решении задач расширения культурно-
образовательного пространства школы. Особое место в нашей работе уделено
новым информационным технологиям, используемым в музейно-
педагогической деятельности. В качестве приложений представлены норматив-
ные документы и методические рекомендации, обеспечивающие функциониро-
вание школьных музеев на современном этапе.

                                                            3
   1   2   3   4   5   6   7   8