Page 5 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 5
− некоммерческие учреждения или организации, занимающиеся хранением,
исследованиями, воспитанием, обучением и документацией, а также други-
ми видами деятельности, относящейся к музеям и музейному делу;
− культурные центры и другие учреждения, имеющие своей целью помо-
гать сохранению, непрерывности и управлению материальными и нематери-
альными объектами наследия (реальное «живое» достояние и виртуальная
творческая деятельность);
− любые другие учреждения, … имеющие некоторые или все характеристи-
ки музея или оказывающие поддержку музеям и профессиональному музей-
ному персоналу для исследований в области музейного дела, воспитания или
обучения.2
В Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации и му-
зеях в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 24 апреля 1996
года) музей рассматривается как некоммерческое учреждение культуры, соз-
данное собственником для хранения, изучения и публичного представления му-
зейных предметов и музейных коллекций (ст. 3). Значимость музея подчеркива-
ется тем, что он хранит «движимые предметы материального мира независимо
от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или
культурное значение» (культурные ценности), которые в рассматриваются как
музейные предметы.
Музейный предмет – культурная ценность, качество либо особые призна-
ки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и пуб-
личное представление.
Совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства му-
зейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего
происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам, называются
музейной коллекцией.
В Словаре актуальных музейных терминов (2009) музей рассматривается
как «культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохра-
нения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной
части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической
эволюции реализовался как открытое для публики некоммерческое учрежде-
ние, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь
институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспони-
рует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы
– музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого,
материального и нематериального культурного наследия».3
Сегодня можно говорить о многообразии видов музеев, которые разли-
чаются по принадлежности (государственные, ведомственные, частные, цер-
ковные), по характеру представленных артефактов и музеефицированных
предметов (ансамблевые музеи: дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-дворцы), по
ориентации на определенную аудиторию (детские музеи), по характеру музее-
2 Там же.
3 Музей //Словарь актуальных музейных терминов. – М., 2009. URL: http://museum.by/files/slovar.pdf
5