Page 9 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 9

Глава 1. Место школьных музеев и библиотек
       в информационно-коммуникационной среде школы

   В пространстве современной школы библиотека и музей образова-
тельной организации представляют собой относительно самостоятель-
ную институцию, связанную с непосредственной реализацией учебных
задач опосредованно, чаще через осуществление внеурочной деятель-
ности. В ситуации переопределения задач обучения и воспитания,
стремления «выйти за стены классной комнаты» школьные библиотека
и музей обретают новые возможности.

   В традиционном понимании библиотека – это учреждение, собира-
ющее и хранящее произведения печати и письменности для обществен-
ного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографи-
ческую работу. Эта функция на протяжении длительного времени была
ведущей.

   Школьная библиотека выступает в качестве структурного подразде-
ления образовательной организации, в ее функции входит обеспечение
учебного процесса необходимой литературой и детскими книгами (см.
«Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреж-
дения»). Еще в XVII веке в Москве появился прототип современной
школьной библиотеки – хранилища учебной литературы. И на протя-
жении более чем трех веков такие хранилища создавались во всех учеб-
ных заведениях, как в императорской России, так и в СССР.

   Особенностью школьных библиотек был их «закрытый» характер,
ограниченный пределами учебного заведения. И, как отмечают мно-
гие исследователи, такие библиотеки не удовлетворяли читательские
потребности обучающихся: «Формирование их фондов определялось
жесткими рамками официального каталога, выпускаемого Ученым
комитетом Министерства народного просвещения. Круг отбираемых
книг регламентировался содержанием школьных программ».1 Для че-
ловека, желающего приобщиться к книге, как считалось, существовали
публичные библиотеки.

   Просветительские идеи, связанные с распространением грамот-
ности и обеспечением доступности к книгам, привели к появлению
разветвленной библиотечной сети, в которой школьной библиотеке
отводилось более чем скромное место. В представленном на Первом

1 Иванова Г. А. Школьный библиотекарь: Становление профессии. – М.: Изд-во «Школь-
ная библиотека», 2003. – С. 65–66.

                                             7
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14