Page 7 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 7

Введение

    Актуальной задачей сегодня становится расширение образовательно-
го поля за счет включения в него новых культурно-образовательных про-
странств – музеев и театров, концертных залов и библиотек. В сформу-
лированных в «Основах государственной культурной политики» целях и
задачах важное место уделяется созданию условий для воспитания граж-
дан через приобщение к культурному наследию, обеспечивающему переда-
чу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации
ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения. Процесс вос-
питания будет более эффективным, если не только на уровне государства
определены ориентиры развития человека и общества, но и в их реализа-
цию будут вовлечены семья, общественные организации, научное, педаго-
гическое и культурное сообщества; если будут консолидированы усилия
сфер образования и культуры.

    Среди ресурсов, чей воспитательный потенциал невероятно высок, но
в настоящее время используется не в полной мере, можно назвать школь-
ные музеи и библиотеки. Традиционно школьная библиотека и школьный
музей рассматривались как дополнительные компоненты внутри школь-
ного целого, выполнявшие в том числе и просветительскую функцию.
Идея, что культурная институция может стать «локомотивом» изменений
внутри социальной общности, относится скорее к специализированной
сфере культуры, нежели к ее «проекции» в образовании.

    В то же время развитие образовательной среды является важнейшим
условием, обеспечивающим эффективность воспитательной деятельно-
сти. Как известно, успешность обучения, воспитания, развития и социа-
лизации детей и подростков обеспечивается воздействием обучающих и
воспитывающих действий педагога и зависит от индивидуально-психоло-
гических особенностей обучающегося, а также от характера обучающей
среды. Пространственно-предметные, межличностные, социокультурные
условия могут способствовать или затруднять процесс обучения и воспи-
тания.1 Школьные музеи и библиотеки являются значимыми элементами
образовательной среды.

    Современное образование находится в состоянии смены образова-
тельной парадигмы: традиционное обучение, связанное с трансляцией и
воспроизведением определенного набора знаний, овладением навыками
и умениями, обеспечивающими применение этих знаний в определен-
ных условиях, трансформируется. Акцент смещается в сторону констру-

1 Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Пи-
тер, 2007. – С. 69.

                                             5
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12