Page 306 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 306

знать, что оно достойно выполняло одну из главных задач – воспитание
патриотов и граждан страны, которые гордились своими предками и их де-
яниями. Современное искусство, в том числе кинематограф, с нашей токи
зрения, не агитирует за «советскую власть», а помогает понять причины
тех или иных явлений, событий, поступков людей, в том числе известных
исторических личностей.

    Обращение к отечественному историко-художественному кинематог-
рафу – один из путей развития познавательного интереса (история стра-
ны, судьбы исторических личностей), эмоционально-чувственной сферы
(обогащение внутреннего мира, опыт переживания, эмпатии и др.), граж-
данско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности. Опыт
работы с обучающимися в системе общего образования (СУНЦ УрФУ) и
системе дополнительного образования на базе клуба «Свезар» (г. Екате-
ринбург) позволяет автору данной статьи обозначить наиболее эффектив-
ные формы использования историко-художественных фильмов в образо-
вательном процессе. К ним можно отнести следующие:

    • обсуждение выбранных фрагментов фильма на учебных занятиях (в
виде иллюстрации к теме, проблеме);

    • сравнение содержания фильма и литературного произведения, на ос-
нове которого он создан (отличается ли прочтение произведения литера-
туры режиссером и актерами от замысла автора в целом?);

    • обращение к биографиям героев, которым посвящен историко-био-
графический фильм (насколько субъективен взгляд кинорежиссера на ис-
торическую личность?);

    • написание обучающимися мини-эссе «Размышление по поводу...»;
    • обсуждение фильма в рамках дискуссионного клуба, в котором могут
участвовать дети, родители, педагоги, ученые и др.;
    • совместный просмотр фильмов детьми и родителями и дальнейшее
его обсуждение в семье с целью выявления отношения к проблеме, пони-
мания причин разности взглядов взрослых и детей и т.д.;
    • включение фрагментов кинофильма в сценарии массовых мероприя-
тий гражданско-патриотической направленности;
    • просмотр и обсуждение фильма в рамках кинолектория или киноклу-
ба с постановкой проблемных вопросов: влияет ли историческая эпоха на
взгляды автора художественного произведения? с какой целью произведе-
ние создано? насколько субъективен автор? есть ли историческая неправда
в фильме? что хотел автор сказать этим произведением? можно ли считать
данный фильм историческим источником? и др.;
    • коллективный поход на презентацию фильма, встреча с режиссером и
актерами, участие в обсуждении фильма.

                                           304
   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310   311