Page 305 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 305

«Батальонъ», 2015). Авторов вышедших фильмов, героями которых стали
адмирал А.В. Колчак (артист Константин Хабенский) и генерал А. Далма-
тов (дебют Димы Билана в полнометражном кино), можно критиковать за
определенную однобокость в показе личностей и событий Гражданской
войны, но вместе с тем заслуживает уважения попытка режиссеров пред-
ставить другой (не советский) взгляд на то противоречивое и драматичес-
кое время. Трагический образ Марии Бочкаревой, созданный актрисой
Марией Ароновой, в полной мере передает краски войны как античелове-
ческого явления, эмоционально воздействует на зрителя, вызывает оттор-
жение насилия как способа решения любых проблем.

    Совершенно по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны:
защитникам Брестской крепости был посвящен фильм «Брестская кре-
пость» (А. Котт, 2010); трагедия женщины на войне показана на примере
снайпера 25-й Чапаевской стрелковой дивизии РККА Л.М. Павлюченко
в фильме «Битва за Севастополь» (С. Мокрицкий, 2015); попытку ремей-
ка герасимовской «Молодой гвардии» предпринял режиссер Л. Пляскин
(«Молодая гвардия», 2015), и образы Виктора Третьякевича, Олега Коше-
вого, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой и других молодогвардейцев
оказались яркими и по-современному прочтенными; политрук Василий
Клочков, которому приписывают слова «велика Москва, а отступать не-
куда – позади Москва», и бойцы 316-й стрелковой дивизии (панфиловс-
кой) стали героями фильма «Двадцать восемь панфиловцев» (А. Шальопа,
К. Дружинин, 2016). Каждый из названных фильмов вызвал бурю споров,
но несомненным является то, что они позволяют зрителям, прежде всего
молодежи, увидеть страницы отечественной истории, задуматься о смысле
человеческой жизни, своем отношении к стране, в которой они живут, и
людям, которые отдавали жизнь за свободу этой страны.

    Наряду с героями прошедших войн современным кинорежиссерам
оказались интересны судьбы других людей, и среди них – легендарный
русский борец Иван Поддубный (Г. Орлов, «Поддубный, 2014), один
из первых маршалов Советского Союза М.Н. Тухачевский (И. Ветров,
А.  Имакин, «Тухачевский. Заговор маршала», 2010), первый космонавт
Земли Юрий Гагарин (П. Пархоменко, «Гагарин. Первый в космосе»,
2013), легендарный советский хоккеист Валерий Харламов (Н. Лебедев,
«Легенда № 17», 2013).

    Немного о воспитании. Все, что выше изложено относительно россий-
ского кинематографа и его героев, имеет прямое отношение к воспитанию
подрастающего поколения, так как кино является одним из основных ин-
струментов формирования исторической памяти. Несмотря на определен-
ные идеологические мотивы советского искусства в целом, следует при-

                                           303
   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310