Page 301 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 301
го кинематографа, использующих фрагменты кинофильмов на занятиях
по предмету и во внеурочной деятельности. Для нас важен прежде всего
воспитательный потенциал данного вида искусства, ведь зрительные об-
разы, созданные режиссерами, актерами, операторами, костюмерами, по-
могают нашим детям ярче представить страницу истории нашей страны,
глубже почувствовать «душу» того или иного героя, понять причины его
поступков и действий, получить энергетический заряд духовности, граж-
данственности, патриотизма.
Немного о кино. Общеизвестно, что искусство – это художественное
творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись,
графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино
и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в ка-
честве художественно-образных форм освоения мира.9 Кино из вышена-
званных видов искусства – самое молодое, но, как пишет искусствовед и
киновед Р.Н. Юренев, «это чудо, сотворенное человеческим гением», ко-
торое родилось «примерно одновременно с самолетом и автомобилем, с
радио и электрической лампой, с иммунологией и рефлексологией, с те-
орией относительности и атомной физикой, с многими другими велики-
ми открытиями в науке и технике».10 Помимо этого кино – и синкретиче-
ский вид искусства, в котором музыка, театр, литература, художественное
оформление слиты воедино. Именно это делает кино массовым, востре-
бованным широкой публикой, актуальным для людей разного возраста,
социального статуса, уровня культуры и др.
Немного об отечественном кино. Развитие отечественного кинема-
тографа в начале XX в. шло достаточно бурно: появились документаль-
ные фильмы, а также первое художественное кино – фильм Б. Ромашкова
«Понизовая вольница» (1909), главным героем которого был Степан Ра-
зин, представленный не как предводитель крестьянского восстания, а как
человек, бросивший княжну в набежавшую волну».11 В 1911 г. на студии
А.А. Ханжонкова режиссерами В. Гончаровым и А. Ханжонковым был снят
первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», посвя-
щенный событиям Крымской войны. При этом по личному распоряжению
императора Николая II к работе над фильмом была привлечена большая
группа историков и военных специалистов. Героями первой русской пол-
нометражной кинопостановки стали вице-адмирал В.А. Корнилов и адми-
9 Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Рос-
сийская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. – С. 463.
10 Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. – М.: Издательский центр «Акаде-
мия». – 1997. – С. 3.
11 Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. – М.: Издательский центр «Академия»,
1997. – С. 18.
299