Page 304 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 304

весна», 1971) и др. Автор данной публикации, как и многие советские дети
тех лет, помнит, какое огромное впечатление производили эти фильмы,
как хотелось быть похожими на этих мальчишек и девчонок, совершавших
осмысленные поступки во имя Родины.

    В 1971 г. вышел фильм В. Рогового «Офицеры», ставший одним из луч-
ших отечественных фильмов о военных героях страны. Именно в этом
фильме один из красных командиров произносит знаменитые слова: «Есть
такая профессия – Родину защищать». Немногие, к примеру, знают, что
прототипом героя Василия Ланового стал казак с Кубани, поэт и фронто-
вик Иван Варрава, прошедший всю войну, участвовавший в освобождении
Варшавы и взятии Берлина, оставивший свой автограф в виде стихов на
стене рейхстага. Вернулся он с войны с двумя десятками медалей и орде-
нов, поступил в Литературный институт.17

    По поводу фильмов о войне и героев этих фильмов очень точно пишет
Р.Н. Юренев: «Патриотические подвиги всегда привлекали внимание со-
ветских художников... вдохновляли их на создание многих значительных
фильмов... Но никогда в советском кино не воспевалась война как таковая,
никогда советские фильмы не сеяли вражды между народами, националь-
ной ненависти, расового презрения. Не жестокость, а самоотверженность,
не насилие, а великодушие одухотворяли их. Воспевая мужество и героизм
людей в бою, наши фильмы показывали войны как бедствие народное, го-
воря правду о войне, призывали к борьбе за мир».18 Эта мысль чрезвычай-
но актуальна в настоящее время, когда Россию и россиян пытаются объ-
явить агрессорами, обвинить в стремлении развязать войну и т.д.

    В 1990-е гг. интерес к отечественному героическому кино значительно
снизился, но уже в 2000–2010 гг. российские режиссеры вновь обратились
к героям далекого военного прошлого – Александру Невскому (И. Кале-
нов, «Александр. Невская битва», 2008), «первому русскому партизану» Ев-
патию Каловрату, боровшемуся с воинами хана Батыя (Р. Мосафир, «Евпа-
тий Коловрат. Восхождение», 2016), женщине-партизанке Отечественной
войны 1812 г. Василисе Кожиной (А. Сиверс, «Василиса, 2013). На экране
появились те, кто ранее был «не достоин» этого: адмиралы и генералы цар-
ской армии, герои Первой мировой войны, ставшие смертельными вра-
гами большевиков в годы Гражданской войны (А. Кравчук, «Адмиралъ»,
2008; Ю. Васильев, «Герой», 2016), Мария Бочкарева – инициатор создания
женских батальонов смерти в годы Первой мировой войны (Д. Месхиев,

17 Прототип героя В. Ланового в фильме «Офицеры» [Электронный ресурс]. Режим до-
ступа: http://mishred.ru/society/1970-prototip-geroya-filma-oficery-sygrannogo-v-lanovym.
html (дата обращения: 06.09.2016).
18 Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. – М.: Издательский центр «Академия»,
1997. – С. 103.

                                           302
   299   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309