Page 284 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 284
ровских училищ кадетские традиции незримо вернулись в жизнь молодых
людей, готовых посвятить себя служению Отечеству.
Известно, что в подготовке проекта создания суворовских училищ
принимали непосредственное участие выпускники кадетских корпусов
Российской империи. Некоторые из них были назначены начальниками
суворовских училищ. Перед офицерами-воспитателями, преподавателя-
ми, командованием в качестве решающей встала задача создания системы
учебно-воспитательной деятельности, опирающейся на знание психоло-
гических особенностей детей разного возраста, основных постулатов пе-
дагогической науки. Цель такой системы – формирование у учащихся тех
нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение для буду-
щего офицера.
Ранняя юность – решающий возраст в формировании мировоззрения.
У юноши определяются ценностные ориентации, жизненные принципы.
Плодотворность воспитательной работы, направленной на формирование
разумной, гуманной, нравственной личности определяется тем, как учи-
тываются и используются следующие два фактора: инициативная деятель-
ность воспитанника и среда, в которой он растет. Сравним условия среды
в старых кадетских корпусах и нынешних училищах.
Непременными условиями закрытого детского военного учебного за-
ведения является строгий распорядок дня, дисциплина, преобладание
коллективных форм деятельности, что в психологическом аспекте сопря-
жено с рядом трудностей, неизбежно возникающих в жизни детей, ко-
торым предстоит находиться в таких условиях в течение долгого време-
ни. Усилия педагогов прошлого и нынешнего времени направлены на то,
чтобы привить воспитанникам чувство гордости за их принадлежность
к суворовской (кадетской) семье, сформировать понимание долга слу-
жения Отечеству и правил чести, развить волевые качества характера,
выработать и закрепить привычку к субординации, к неустанному учеб-
ному труду.
Как и в кадетских корпусах, в суворовских училищах главный инстру-
мент воспитания – строй. С первого своего шага в суворовской форме
ребенок должен знать, что это – святое место. Суворовцу нужно усвоить,
что человека, посвящающего свою жизнь служению Отечеству, строй учит
идти к успеху по ступенькам, которые в гениальной простоте и гениальной
последовательности определил для русского офицера великий Суворов:
сперва – субординация, альфа и омега всего воинского естества, потом –
экзерциция, то есть совместные упражнения и закалка в них. Все это дает
дисциплину, слагающуюся из чинопочитания и совместного воинского
учения, а дисциплина – мать победы. «Победа же рождает славу Отечества,
282