Page 281 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 281

Наиболее динамичное развитие кадетских корпусов пришлось на нача-
ло XX столетия. В это время во главе всех военно-учебных заведений им-
перии был Великий Князь Константин Константинович в звании Главного
начальника. Один из образованнейших людей своего времени, президент
Петербургской Академии Наук, Великий Князь Константин Константино-
вич привнес в кадетские корпуса педагогические принципы К.Д. Ушинс-
кого, и они постепенно стали нравственными правилами, передаваемыми
преемникам:

    1. Любовь к детям. Нельзя допускать разделения воспитанников на
«любимчиков» и «остальных».

    2. Доверие. Повседневно и неустанно нужно внушать всем воспитан-
никам, что кадет лгать не способен, что он всегда говорит только прав-
ду. Педагогам необходимо иметь в виду: если в ответ на какой-либо воп-
рос кадет отвечает молчанием или просто отказывается отвечать, значит,
правдивого слова он сказать не может – или связан честным словом, или
его честный ответ нанесет вред товариществу. Должно быть безусловное
неприятие ябедничества и доносительства.

    Честность и прямодушие – самые хрупкие качества детского и подрос-
ткового характера: их легко разрушить, например, деспотическим отноше-
нием воспитателя, строгими и несправедливо налагаемыми взысканиями,
придирками, неискренностью педагога и т. п. Сломанное прямодушие
чаще всего замещается подхалимством – худшим, единственно неисправи-
мым из всех пороков военного человека. «Угодничество – это тот множи-
тель, который обращает в отрицательную величину все остальные досто-
инства личности» (К.Д. Ушинский). Доверия не удостаивался также кадет,
уличенный в воровстве. Такой воспитанник по приказу директора корпуса
на определенное время (до 1 месяца) лишался погон и права занимать мес-
то в общем строю и за общим столом.

    3. Уважение к личному достоинству каждого кадета. Несдержанность,
крик воспитателя, оскорбление воспитанника словом, уязвление его само-
любия намеренно несправедливым отношением – все это признаки про-
фессиональной непригодности педагога. Сквернословие – профессиональ-
ная непригодность, а рукоприкладство – преступление.

    4. Равенство всех кадет. Все кадеты равны независимо от возрас-
та, их социального происхождения, чинов, богатства или бедности их
родителей, личного интеллектуального и физического развития. Нуж-
но всячески отваживать кадет от хвастовства, уберегать от соблазнов
«роскошной жизни». Ради равенства следует запретить носить или даже
просто иметь часы, какие-либо украшения, предметы кадетской формы
индивидуального изготовления. Всегда поощрять угощение всех без

                                           279
   276   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286