Page 280 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 280
хетского корпуса. На протяжении XVIII – начала XIX вв. в этих учебных за-
ведениях укоренялась заповедь служения Отечеству и формировался свое-
образный идеал патриота как личности, обладающей такими качествами,
как высокая нравственность, мужество и физическая закалка, бодрость
духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к
вооружённой защите Родины и личного достоинства, чести. В одном из
самых зрелых в методическом отношении документов, в котором доста-
точно чётко просматривается осмысленный подход к организации воспи-
тательной работы, к управлению процессом воспитания, – «Инструкции
по воспитательной части для кадетских корпусов», изданной в 1886 г. и пе-
реизданной в 1905 г., – определяются цели и задачи воспитания, основные
направления работы, содержатся конкретные указания по их реализации.
Общая цель воспитания состоит в «возможно полном развитии духовных
сил воспитанника, в правильном образовании его представлений и поня-
тий, в пробуждении и закреплении в нём чувства чести, добра и правды, в
надлежащей выработке его характера и в согласовании всех его стремле-
ний и действий с нравственной нормой».2
Каким в старину виделся (в идеале, конечно) кадет, выходящий из кор-
пуса в самостоятельную жизнь? Прежде всего, верующим христианином,
самоотверженно преданным Престолу, с сознательным чувством долга,
но главное – крепким духом и телом воином, смотрящим на службу го-
сударству как на благороднейшую цель своей жизни с полной готовнос-
тью пожертвовать ею для защиты Царя и Отечества от врагов внешних
и внутренних. Другими словами, целью воспитания было сформировать
характеры, которые заключали бы в себе: дисциплинированность как го-
товность добровольного подчинения распоряжениям, приказам, установ-
ленному порядку, честность и прямодушие, доблесть как собирательное
выражение душевного мужества, благородства, стойкости, великодушия и
готовности жертвовать личным во имя товарищества, трудолюбие, целе-
устремленность, инициативность, преклонение перед красотой и следова-
ние ей в мыслях и поступках, в манерах и в ношении формы одежды и т. п.,
рыцарски чистое отношение к женщине, непримиримость к унижению до-
стоинства человека в себе и других.
В основе воспитания находились три главных условия: незыблемое
постоянство определенного порядка, разнообразная внеурочная деятель-
ность, «понеже праздность, – как говорил Суворов, – корень всему злу,
особливо военному человеку...» и неослабное поддержание дисциплины,
приведенной в соответствие с дисциплиной воинской.
2 См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: http://www.ruscadet.ru/history/doc/instr-0.htm (дата обращения:
26.09.2016).
278