Page 283 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 283

«Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей».
    Подобные моральные установки не оставляли места для бесчестных по
отношению к товарищам поступков, поэтому такие пороки как воровство,
утаивание чужих вещей в кадетской среде были просто немыслимы. Ад-
мирал флота М.Н. Лермонтов, выпускник 1-го Русского Великого Князя
Константина Константиновича кадетского корпуса писал в своих воспо-
минаниях: «...до сих пор помню рассказы о (прошлой) жизни кадетских
корпусов, ... о правилах, по которым жили в них, и передававшихся из вы-
пуска в выпуск традициях – всё это нас объединяло в единую кадетскую
семью. С тех пор у меня было много друзей, но товарищами остались толь-
ко мои кадеты, только моя кадетская семья».4
    Октябрьская революция 1917 г. нанесла ряд тяжёлых ударов кадетским
корпусам, которые новая власть рассматривала как среду, враждебную и
чуждую новым порядкам. С самого начала было сделано всё возможное,
чтобы разрушить установившийся быт, уничтожить традиции. Воссоздан-
ные в эмиграции кадетские корпуса долго оставались хранителями луч-
ших традиций кадетского образования.
    Только в переломный момент Великой Отечественной войны, в 1943 г.,
советское правительство приняло решение о создании суворовских воен-
ных и нахимовского военно-морского училищ. На основании постановле-
ния СНК СССР И ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах
по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой
оккупации» создавались не только ремесленные училища и специальные
детские дома, но и 9 суворовских военных училищ, типа старых кадетских
корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4 500 человек со сроком обучения
7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников и полны государствен-
ным обеспечением. В них принимались воспитанники с 10-летнего возрас-
та – дети воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а так-
же дети-сироты, родители которых погибли от рук немецких оккупантов.
Целью суворовских училищ являлось подготовка мальчиков к военной
службе в офицерском звании и получение ими общего среднего образова-
ния.5 Форма одежды, распорядок дня, бытовые условия – все было взято из
прошлого. Как и кадеты, по окончании обучения суворовцы держали экза-
мены на аттестат зрелости и получали направление для воинской службы
в военные училища (без вступительных экзаменов). С появлением суво-

4 См.: Семь Лермонтовых [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worldartdalia.
blogspot.ru/2014/11/blog-post_17.html (дата обращения: 12.09.2016).
5 См.: О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных
от немецкой оккупации. Постановление СНК СССР И ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flot.com/education/inbedofsvu/3/ (дата об-
ращения: 21.09.2016).

                                           281
   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287   288