Page 282 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 282
исключения кадет класса сладостями, полученными от родственников
или знакомых.
5. Исключение какой бы то ни было «ломки» характеров. Настойчивая,
незаметная для кадет коррекция их привычек и ценностных ориентиров
обязательна, как и непременное поощрение даже малейших сдвигов в луч-
шую сторону.
6. Воспитание примером. Надо все делать для того, чтобы кадеты под-
ражали педагогам в умении носить форму одежды, красиво говорить, пра-
вильно ходить, держать осанку. Офицеры-воспитатели, преподаватели
должны запретить себе, например, держать руки в карманах, жестикули-
ровать при разговорах, употреблять слова жаргонного свойства, появлять-
ся в Корпусе неряшливо одетыми или небритыми, курить в присутствии
кадет. О появлении педагога на службе в нетрезвом состоянии не может
быть и речи.
7. Воспитание трудом. Необходима подготовка воспитанников к само-
обслуживанию в быту, опрятности, добросовестности, готовности сделать
любую, пусть и неприятную, но нужную работу, и научить другого тому,
что умеешь делать сам. Чистота в Корпусе, поддерживаемая усилиями всех
и каждого, должна стать неким культом. Наказание трудом категорически
исключается.
8. Недопущение в классах и ротах противоборствующих группировок.
Коллективные драки детей – явление в Корпусе недопустимое. Наказывать
за «поединок» нужно обоих драчунов, но без разбирательств, нестрого и
обязательно после их немедленного примирения. В Корпусе должно быть
принято за правило: «Кадет зла не помнит».3
Сильно было развито среди кадет чувство товарищества. Ябеды и до-
носчики наказывались строго самими кадетами – никто с ними не разгова-
ривал. Заповеди воинского товарищества, кадетского в том числе, начина-
лись евангельским заветом: «Нет больше той любви, когда человек кладет
душу свою за друзей своих». И именно в свете этой заповеди воспитан-
никам внушалось, что причинение обиды словом или действием своему
товарищу, особенно младшему или более слабому, – позор для всех одно-
классников обидчика. Старшие должны охранять и защищать младших,
как братьев. Традиции кадетского товарищества предполагали бережное,
деликатное отношение друг к другу, скрупулезное соблюдение правил об-
щежития. Об этом красноречиво говорят кадетские заповеди:
«Не подводить товарища под ответ за свои поступки»;
«Если запачкался сам, не пачкай чистых»;
3 Исаков Е. П. Педагогическая система русских кадетских корпусов [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/yandsearch?text (дата обращения: 07.08.2016).
280