Page 268 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 268
коррекции в понимании и в толковании учащимися слов, с целью поясне-
ния непонятных фрагментов текста.
Особое значение на уроках музыки имеет знакомство детей с исто-
рией создания и такими произведениями, как опера «Иван Сусанин»
М.И. Глинки, кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», опера
«Князь Игорь», «Богатырская» симфония А.П. Бородина, «Ленинград-
ская» симфония Д.Д. Шостаковича. Эмоциональное влияние этих творе-
ний искусства на обучающихся очень велико, ведь благодаря им учащиеся
особенно остро осознают историческое величие и прошлое Родины, на-
чинают испытывать чувство уважения к героям, встающим на ее защиту
в случае опасности, и любви к родной стране, осознают сопричастность
с ней, свою ответс твенность за ее судьбу. Огромный воспитательный по-
тенциал имеет «Гимн Российской Федерации» (авторы: С. Михалков и
А. Александров), перед разучиванием которого учитель проводит беседу
о государственных символах (трехцветном флаге, гербе, гимнах России,
истории их появления), о страницах истории страны, которые отражены
в тексте Гимна.
Следует особенно подчеркнуть, что существенная часть отечественно-
го музыкального наследия представлена вокальным и песенным творче-
ством, к которому относятся романсы и другие вокальные произведения
русских композиторов. Вместе с тем необходимо помнить, что большой
пласт отечественных вокальных произведений связан со строевыми и
массовыми песнями, созданными в дореволюционных период, советское
время и в 1990–2000-е гг. При этом строевая песня может успешно вклю-
чаться не только в урочную форму, но и во внеурочную форму обучения,
в которой возможно применение педагогической технологии по разучива-
нию строевых песен.30 Подчеркнем, что строевые (как революционные и
массовые песни) особенно проявили себя в XX веке, при этом до сих пор
на слуху строевые песни, которые славили в Советском Союзе воина-за-
щитника и человека труда.
Во внеурочной деятельности учащиеся также могут участвовать в раз-
личных общественно значимых школы мероприятиях патриотической на-
правленности: в конкурсах смотра строя и песни, в конкурсах авторской
песни, где репертуарной основой, например, могут выступать песни во-
енно-патриотического содержания, в концертах для родителей, ветеранов
Великой Отечественной войны и тружеников тыла, участников локальных
войн и т.п. Такие мероприятия патриотической направленности являются
общественно значимыми событиями в жизни школы и окружающего ее
30 См.: Петрачков К. В. Технология обучения строевому пению учащихся кадетских
школ // Педагогика искусства. – 2014. – № 4. – С. 180–187.
266