Page 266 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 266
Сложность осуществления процессов воспитания в современной Рос-
сии связана, на наш взгляд, с огромной ролью средств массовой информа-
ции, прежде всего Интернета, дающих различные, порой необъективные,
оценки происходящим событиям в стране и мире, а также проблемами
международного характера – неординарными и нестандартными взаимо-
отношениями между отдельными странами и руководителями государств.
В такой ситуации гражданское общество в России особенно нуждается в
сплоченности, гражданственности, в уверенности граждан в своих соб-
ственных силах и, конечно же, силах своей страны. Мы видим, что в по-
следние годы, особенно на фоне противоречивых политических событий,
большинство граждан нашей страны проявили особую сплоченность, па-
триотизм. Так празднование дня 70-летия Великой Победы объективно
подтвердило позитивные изменения в сознании российского общества.
Патриотическое воспитание учащихся – одно из важнейших направле-
ний, которое важно и значимо не только для кадетских школ, суворовских
и президентских училищ, но и для всех общеобразовательных учрежде-
ний, в которых обучаются будущие защитники Отечества.
Как известно, между процессом обучения и воспитания существует
прямая и взаимодополняющая взаимосвязь. Так И.Я. Лернер отмечал, что
«обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предпола-
гающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятель-
ности и эмоциональной воспитанности».28 Действительно, связь обучения
и воспитания позволяет достичь максимальных педагогических результа-
тов, а патриотическое воспитание может эффективно осуществляться не
только на предметах гуманитарного цикла (русская литература, русский
язык, история России, обществознание, культурология, география), но и
занятиях физической культурой, ОБЖ, труда. Благодаря предметам гума-
нитарной направленности обучающиеся получают знания о своей стране
и родном крае, достижениях земляков и членов своей семьи, знакомятся
с духовными традициями народов России; на уроках физкультуры узна-
ют о спортивных достижениях своих соотечественников и убеждаются в
мысли, что здоровый образ жизни и физическая культура – это одна из
гражданских ценностей россиянина; на занятиях по труду приходят к по-
ниманию древней истины: «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».
Особое место в школьной программе занимает предмет «Музыка», об-
ладающий, по нашему мнению, огромным эмоционально воздействующим
потенциалом и уникальным воспитательным ресурсом, который можно
действенно и эффективно применить на практике. По мнению С.Л. Ру-
бинштейна, все происходящие в жизни ребёнка события так или иначе
28 Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – С. 64.
264