Page 267 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 267
оставляют отпечаток в его эмоциональной памяти и становятся основой
для формирования нравственных ценностей, миропонимания и мировоз-
зрения, и основная задача педагога заключается не в том, чтобы подавлять
и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять,
включая ребёнка в деятельность, которая будет способствовать формиро-
ванию общей направленности личности.29
В процессе осуществления обучения предмету музыка важно поста-
вить и применить вполне определенные воспитательные цели и задачи.
При этом, не меняя тематики и продолжительности урока, можно встав-
лять определенный музыкальный материал соответствующей направлен-
ности: учащиеся могут слушать произведения русской классики, народно-
го фольклора, военной музыки или даже фрагменты оперы. Важно, чтобы
подбор материала был основан на отечественной музыкальной культуре,
который можно рассмотреть не только в эстетическом значении, но и в
целях совершенствования певческих навыков. В контексте патриотическо-
го воспитания анализ музыкального материала следует проводить исходя
из истории создания музыкального произведения (в тот или иной истори-
ческий период), анализируя его смысловое содержание, художественные
особенности.
Сопоставив историю музыкального исполнительства стран Западной
Европы, США, Скандинавии, СНГ, а также проанализировав сочинения
мировой музыкальной культуры, можно констатировать, что отечествен-
ные музыкальные произведения разных жанров и форм являются исклю-
чительным наследием и достоянием не только России, но и всей мировой
музыкальной культуры в целом. Обучающиеся должны знать творчество
П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и других рус-
ских композиторов, гордиться их достижениями и понимать значение их
вклада в развитие мирового музыкального искусства.
На основе практического опыта мы можем говорить о высоком потен-
циале музыки в процессе патриотического воспитания и утверждать, что
сочетание урочной и внеурочной деятельности в этом направлении чрез-
вычайно результативно.
В рамках урочной деятельности учащиеся на эмоциональном уровне
могут ощутить, пережить и осмыслить всё, что было в жизни предыдущих
поколений. При этом в урочной деятельности педагог имеет возможность
не только познакомить детей с произведениями искусства, но и провести с
ними беседу, опрос или анкетирование, которое необходимо с целью пра-
вильной трактовки того или иного музыкального сочинения и возможной
29 См.: Основы общей психологии. – СПб: изд-во «Питер», 2000. – С. 1.
265