Page 120 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 120
Планируемые личностные результаты мы определяем следующим об-
разом: осознание кадетами своей идентичности с гражданами страны,
ученическим коллективом, членами семьи и казачьей общины; освоение
казачьих традиций и ценностей, уважение к воинскому долгу и гражданс-
кому служению; осмысление социально-нравственного опыта казачества,
способность к определению и ответственному выбору своей гражданской
позиции; понимание культурного многообразия мира, уважение к культу-
ре своего и других народов, толерантность.
Вводное занятие предполагает совместное нахождение ответов на воп-
росы: Кто такие казаки? Что такое казачество? Каковы основные версии
его происхождения? Прежде чем приступить к изучению истории непос-
редственно Оренбургского казачьего войска, кадеты знакомятся с исто-
рией российского казачества в целом. На основании фильма «Энциклопе-
дия казачества» они заполняют таблицу «Казачество в истории России»,
в которую вносят информацию об основных событиях в истории России
с участием казачества, о военном искусством казаков, казачьей форме и
оружии, традиционных устоях и духовных ценностях казачества, наиболее
ярких личностях прошлого и настоящего, крылатых выражениях о казаках
и казачестве.
Знакомство с историей российского казачества позволяет выйти на
вопросы, связанные с актуальностью обращения к истории, культуре, тра-
дициям казачества в современной России, понять важность и значимость
изучения данного факультативного курса.
Чтобы оживить, приблизить события прошлого, приобщиться к исто-
рии своего народа, необходимо высветить конкретные личности в исто-
рии российского казачества, чему способствует организация проектной
деятельности на уроке. К примеру, формированию уважительного отно-
шения к определенной исторической личности способствует реализация
коллективного проекта «История российского казачества в лицах», в рам-
ках которого обучающимся предлагается выбрать по своему усмотрению
и представить одноклассникам личность казака, которая у них вызывает
особое уважение. Индивидуальная работа заключается в составлении и
презентации информационного листа в соответствии с заданным алгорит-
мом (ФИО, годы жизни, портрет, происхождение, образование, личност-
ные качества, заслуги перед Отечеством, сохранение исторической памяти,
отношение автора работы к данной личности). Лучшие работы выставля-
ются в фойе Корпуса, где с ними могут познакомиться другие участники
образовательного процесса: кадеты, учителя, воспитатели, родители.
В ходе знакомства с историей Оренбургского казачьего войска кадеты
осознают сложность и противоречивость исторических процессов, неод-
118