Page 10 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
P. 10
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Язык. Рассматривается как средство коммуникации и способ
моделирования мира.
Знание. Включает в себя знание об окружающем мире, доступ-
ное органам чувств, передается от человека к человеку, может быть
истинным или ложным; знание о высшем мире, недоступном че-
ловеческим чувствам, носит вневременной вечный характер. Со-
относится с действиями человека по получению знания (наукой).
Список констант русской культуры не является конечным. Нам
важно показать, что для приобщения человека к культуре понима-
ние ее положительной значимости («родная») является ключевым.
Более того, воспитание представления о нравственной личности,
в сознании которой органично сочетаются нормативно-ценност-
ные установки и способы моральной регуляции поведения, воз-
можно через приятие (понимание и рефлексию) смыслов, вырабо-
танных культурой.
Важным концептом, формирующим картину мира современ-
ного человека, выступает патриотизм. Концепт «патриотизм»
рассматривается как «нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к
Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные
интересы». Он предполагает «гордость достижениями и культу-
рой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные
особенности и идентификацию себя с другими членами народа,
стремление защищать интересы Родины и своего народа». В осно-
ве патриотизма лежит положительно открашенное ценностное от-
ношение к родной земле, её языку, традициям, людям. Патриотизм
отличает деятельный характер – способность преобразовывать
чувства в необходимые для Отечества дела и поступки7.
Среди образовательных программ, опирающихся на социо-
культурный опыт и стремящихся выстраивать процесс обучения/
воспитания на ценностях культуры и тем самым формировать
подлинного патриота, можно назвать реализуемую с 2000-х годов
программу «Урал. Человек. Истоки», которая представляет собой
региональный вариант более широкого проекта – «Истоки». Как
отмечали авторы-разработчики проекта, «Истоки» – интегратив-
7 Ланцева А. М. Философский смысл концепта патриотизм в России и Чехии //
Вестник славянских культур. 2013. № 3 (29). – С. 6.
8